По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу о рейтингах и рангах*

А.В. Белоцерковский доктор физико-математических наук, профессор, ректор Тверского государственного университета

1 Доклад подготовлен к Международной конференции «Проблемы институционального взаимодействия университетов и развития международного научно-технического и образовательного партнёрства для обеспечения инновационного развития России». Москва, 7–8 апреля 2016 г., РосНОУ.

Составление рейтинга вузов — это, по сути, попытка сравнительного измерения качества реализуемых в них программ высшего образования или научных исследований. В отличие от других задач квалиметрии здесь отсутствует абсолютная шкала критериев или норм некоего «минимального качества». Во многом это происходит потому, что разработчиками рейтингов во всём мире выступают коммерческие структуры, как правило, средства массовой информации или информационные агентства, которые к высшему образованию прямого отношения не имеют, но хотят создать интересный для массового потребителя продукт.

Первое обстоятельство связано с массовизацией высшего образования, с огромным ростом спроса на высшее образование во всём мире. Высшее образование, по крайней мере его первая ступень, перестало выполнять функцию социального лифта, а стало необходимым условием выхода на современный рынок труда. Рост спроса привёл к росту предложения, конкуренции, в том числе международной, между различными образовательными программами и университетами. Одним из способов ориентирования в мире предложения являются рейтинги. Что-то вроде рейтингов потребительских товаров и услуг журнала Consumer Reports.

Тем, кто принимает решение о выборе учебного заведения. Сегодня этот вопрос может возникать в жизни каждого человека намного чаще, чем ещё несколько десятков лет назад, так как высшее образование стало уровневым. При этом возможно обучение по программе бакалавриата в одном университете, в магистратуре — в другом (и возможно по иному направлению), в аспирантуре — в третьем. И каждый раз нужно принимать решение о выборе образовательной организации. Кроме этого, с беспрецедентно быстрым научно-техническим прогрессом и трансформацией поля профессий значительно растёт потребность в дополнительном образовании, повышении квалификации и переподготовке. Вместо «образования на всю жизнь» — «образование в течение всей жизни». Рейтинги могут давать ориентир для более информированного выбора.

Для Цитирования:
А.В. Белоцерковский, К вопросу о рейтингах и рангах*. Ректор ВУЗа. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: