По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

К вопросу о регулировании земельных отношений

Буров М. П. д-р экон. наук, профессор, руководитель Центра научно-технологических программ, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: MPBurov@fa.ru
Горбунов В. С. канд. геогр. наук., доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: 79164369421@ya.ru

В статье анализируется динамика финансовой обеспеченности регионов, даются предложения по преодолению диспропорций территориального развития, повышению самостоятельности региональных бюджетов. Рассматривается роль земельной ренты и особенности ее формирования в условиях современных земельных отношений и их институционального регулирования. Отмечается зависимость земельной ренты любой территории от состояния и развития национальной экономики.

Литература:

1. Буров М. П. Региональная экономика и управление: учебник. — М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2014.

2. Буров М. П. Планирование и организация землеустроительной и кадастровой деятельности: учебник для бакалавров. — М.: Дашков и Ко, 2017.

3. Буров М. П. Современные проблемы землепользования и государственного регулирования экономики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 7. — С. 6–16.

4. Буров М. П., Косинский В. В. Качество образования и рабочей силы: современные тенденции и задачи подготовки землеустроительных кадров // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 3. — С. 63–71.

5. Буров М. П. Информационное обеспечение земельно-имущественных отношений и экономического взаимодействия регионов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 10. — С. 12–20.

6. Горбунов В. С. Использование модели Й. фон Тюнена в современной региональной экономике // Московский экономический журнал (QJE. SU). — 2017. — № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://qje.su/regionalnayaekonomika-i-razvitie/moskovskij-ekonomicheskijzhurnal-2-2017/

7. Горбунов В. С. Необходимость развития приграничных регионов Российской Федерации с учетом геополитической модели Х. Дж. Маккиндера // Московский экономический журнал (QJE. SU). — 2017. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://qje.su/regionalnaya-ekonomika-i-razvitie/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2017-30/

8. Долговая дорога // Газета Ведомости. — 25.07.2016. — № 4123.

9. Министерство экономического развития РФ. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov. ru/wps/wcm/connect/bfeda678-29cd-44ae-b07bd3c6d7200d32/Итоги_2015. pdf?MOD=AJPERES

10. Обложат за бурьян // Российская газета. — 13.04.2017. — № 79 (7245).

11. Пресс-центр Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://audit.gov. ru/press_center/news/444

12. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Шедевры мировой экономической мысли. Д. Рикардо в 2-х т. Т. 2. — М.: Петрокоммерц, 1993.

13. Шеломенцев В. Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 2. — С. 8–12.

С развитием рыночных условий хозяйствования в России получило свое первоначальное развитие большое количество рыночных институтов и рентных отношений. Но вследствие недостаточной проработки и закрепления государственных механизмов институционального регулирования земельных отношений, низкой эффективности использования и охраны земель, территориальное управление в России оказывается фактически неэффективным. В результате этого большинство российских регионов являются дефицитными, происходит снижение деловой активности хозяйствующих субъектов и качества жизни в регионах.

Фактически в настоящее время приватизация земли приостановлена. По данным Росреестра, 92,2 % российских земель находятся в государственной и муниципальной собственности, 6,9 % — в собственности граждан и 0,9 % — в собственности юридических лиц [10]. Кроме того, примерно пятая часть приватизированных земель является бесхозной, солидные площади занимают опытные хозяйства высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, подсобные хозяйства Министерства обороны России, Газпрома, нефтяных компаний и др. В этих условиях требуется инвентаризация и приватизация их большей части.

Неэффективность земельных отношений также вызывает деградация огромных массивов сельскохозяйственных угодий, отсутствие обязательного порядка регистрации в государственном кадастре недвижимости, неопределение первоочередных мер по проведению землеустроительных работ по линии государства (государство фактически прекратило финансирование землеустроительных работ, необходимых для государственного и муниципального управления) и необеспечение публичности любых операций, связанных с перераспределением земель. В то же время имеет место криминализация и недостаточная квалификация специалистов, работающих в сфере регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами [2, 4].

В государстве с годами вырабатываются стереотипы стандартного управления. Научные достижения очень редко вкладывают значительный вектор в изменение алгоритма принятия государственных решений. Сложившаяся административная вертикаль только тогда меняет принцип своей работы, когда негодование общества смещает ось приоритетов своего развития, когда меняется способ формирования и распределения природной ренты, тогда, когда перераспределяется вся система ресурсов, которые имеются на данной территории.

Для Цитирования:
Буров М. П., Горбунов В. С., К вопросу о регулировании земельных отношений. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: