По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

К вопросу о реформе системы высшего образования

Н.Г. Жаворонкова доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, член экспертного совета при Счетной палате Российской Федерации
Ю.Г. Шпаковский доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В статье рассматриваются* возможные направления реформирования системы высшего образования в рамках реализации Указа Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» с учетом Стратегии научнотехнологического прогресса, других документов стратегического планирования. Авторы делают акцент на необходимости создания собственной уникальной системы образования, основанной на национальных интересах России.

Литература:

1. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Цифровизация в сфере экологической безопасности: административно-правовые аспекты // Юрист. 2019. № 4. С. 14–19.

2. Компендиум передовой практики в области поощрения развития, основанного на знаниях / Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк и Женева, 2008. 150 с.

3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016.

*Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

УСПЕШНОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ.

В.В. Путин, Президент РФ

Формирование эффективной системы высшего образования — это не что иное, как инвестиции в будущее России. Почему?

Современное общество вплотную подошло к формированию основ новой постиндустриальной цивилизации, опирающейся не столько на материально-вещественные, сколько на интеллектуальные ресурсы. Именно человеческий потенциал является качественным аспектом и главным ресурсом экономики любого государства. Люди с их образованием, квалификацией, профессиональным опытом и навыками, целями и ценностями, жизненными установками и ориентациями выступают в качестве главного и неисчерпаемого, в отличие от всех других, фактора экономического роста. Они же определяют возможности и границы необходимых перемен. Все это свидетельствует о том, что в XXI в. для перспективного развития человеческого капитала как важнейшего ресурса экономики нужна серьезная государственная поддержка. В 2023 г. Указом Президента РФ1 была запущена очередная реформа высшего образования. Основная цель реформы — совершенствование системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы.

Президент РФ поручил реализовать до 2026 г. пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования. Данный пилотный проект, который реализуется в ряде вузов страны, предусматривает установление двух уровней высшего образования: базовое и специализированное.

Глава Минобрнауки России В.В. Фальков после принятия Указа Президента РФ № 343 заявил: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента»2 .

Для Цитирования:
Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский, К вопросу о реформе системы высшего образования. Юрист ВУЗа. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: