Довольно часто в налоговой, кадровой и юридической практике возникает необходимость разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с трудовой деятельностью.
В современных условиях стихийного бизнеса, когда у лиц, привлекающих наемный труд, отсутствует уверенность в стабильном и продолжительном осуществлении собственной хозяйственной деятельности, заключению гражданско-правовых договоров отдается предпочтение перед трудовыми.
Заключение гражданско-правового договора освобождает нанимателя от необходимости предоставления социальных гарантий работникам, отчислений в различные фонды, позволяет прекратить отношения в любой момент без каких-либо компенсационных выплат, что сильно удешевляет привлечение наемного труда. Все это зачастую приводит к тому, что работодатели, фактически заключая трудовой договор, стремятся придать ему внешнюю форму соглашения иной юридической природы, особо не задумываясь о последствиях либо сознательно стремясь к прикрытию трудовых отношений гражданско-правовыми.
С другой стороны, лица, предоставляющие свой труд за плату, также иной раз заблуждаются относительно правовой природы отношений, связывающих их с заказчиком, требуя в судебных и контролирующих органах выплат и гарантий, не предусмотренных их соглашением.
В подобных ситуациях возникает необходимость правильной квалификации сложившихся отношений, связанных с привлечением наемного труда. Отметим, что законодателем четко не определены критерии разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, что вынуждает правоприменителя в каждом конкретном случае анализировать множество разнообразных признаков соглашения в сфере труда.
В научной литературе обычно выделяют следующие признаки трудовых правоотношений, позволяющие отграничить их от смежных. Данные признаки вытекают из понятия трудового отношения, содержащегося в ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) [1].
Во-первых, это строго личный характер правоотношения, поскольку работник может использовать только свой труд (рабочую силу). В то же время в гражданском правоотношении, по общему правилу, исполнитель может привлечь и третьих лиц к выполнению работы или услуги.