В начале этого века стремительно возрос интерес к территориям Арктики, так как Арктическая зона Российской Федерации (далее — АЗРФ) по природным характеристикам является уникальной территорией. В данном регионе обнаружено большое количество полезных ископаемых, климат достаточно экстремален, а экосистемы имеют довольно низкую способность к самовосстановлению. К территориям Арктики относятся девять регионов Российской Федерации (из них 4 вся их территория, 5 — частично), а их общая площадь порядка 5 млн кв. км. Указанные причины превращают организацию рационального использования арктических земель в довольно сложную задачу: разработка полезных ископаемых, в частности углеводородов, их транспортировка негативно воздействуют на экосистемы, а заповедный режим охраняемых природных территорий накладывает ограничения на хозяйственную деятельность. Кроме того, именно эти территории являются исконным местом проживания коренных малочисленных народов севера (далее — КМНС) и ведения ими традиционных промыслов (охота, рыболовство, оленеводство).
Вследствие этого арктические территории должны сохранять баланс между: 1) промышленным освоением и неизбежным при этом негативным воздействием на окружающую среду и на процесс традиционного природопользования; 2) сохранением уникальных экосистем; 3) традиционным природопользованием, которым занимаются проживающие здесь КМНС, а также их общины, так как они крепче, чем другая часть человечества, связаны с природой (охота, рыбная ловля, оленеводство и другие промыслы являются для них необходимыми жизненными условиями).
Для достижения и поддержания такого баланса нужно иметь механизм, позволяющий соответствующим образом обустроить эти территории. С советского периода таким механизмом является система землеустройства, цель которого заключается как раз в обеспечении рационального использования земель и их охраны, а также в создании благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. В России землеустройство традиционно обеспечивало решение государственных задач (в том числе по проведению различных земельных реформ) и было хорошо развито. Однако в последние годы уровень землеустроительной обустроенности территории страны в целом (и АЗРФ в том числе) значительно снизился в силу ряда экономических и организационно-правовых обстоятельств и многие из ранее наработанных, обоснованных и увязанных с возможностями и запросами (того времени) землеустроительных решений оказались забыты [7].