По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2306-04

К вопросу о применимости ранее разработанных землеустроительных решений в ходе реализации программы «Арктический гектар»

Липски С.А. д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права, ФБГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, E-mail: lipski-sa@yandex.ru
Емельянова Т.А. д-р экон. наук, профессор кафедры экономики и управления недвижимостью, заслуженный землеустроитель Российской Федерации, ФБГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва
Гаджимагомедова В.К. аспирант 2‑го года обучения, специалист по учебно-методической работе кафедры земельного права, ФБГОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва

Цель статьи — исследовать, можно ли в современных условиях использовать ранее выполненные землеустроительные наработки относительно северных районов страны, в частности при реализации государственной программы «Арктический гектар», которая призвана включить неиспользованные земельные участки в хозяйственный оборот. Сделан вывод, что такие разработки востребованы, но произошедшая дезорганизация землеустроительной службы снижает возможности достижения оптимального баланса интересов северных землепользователей и максимально использовать потенциал этих территорий.

Литература:

1. Волков С.Н. Землеустройство. Т. 9. Региональное землеустройство: учебник. — М.: Колос, 2009. — 707 с.

2. Емельянова Т.А. Организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни: монография. — М.: Государственный университет по землеустройству, 2005. –133 с.

3. Емельянова Т.А. Правовые аспекты территориальной организации производства и землепользования северных территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2009. — № 1. — С. 36–41.

4. Емельянова Т.А., Липски С.А. Задачи и особенности землеустройства территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Арктической зоны // Российская Арктика — территория права: альманах. Выпуск III. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: Арктика в социально-правовом измерении / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емельянцев и др. — М.; Салехард: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа; ИЗиС,; ИД «Юриспруденция», 2016. — 216 с. С. 74–79.

5. Калинин Н.И. Особенности предоставления, оформления, изъятия и оборота земель сельскохозяйственного назначения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Земельные права коренных малочисленных народов // Землепользование в местах проживания коренных малочисленных народов России: законодательство и практика. — М.: Проспект, 2010. — 248 с. С. 41–53.

6. Липски С.А. Земли Арктической зоны Российской Федерации: состояние и баланс интересов при использовании (монография). — М.: ГУЗ, 2018. — 240 с.

7. Липски С.А. Земли Арктической зоны, организация их использования и мониторинга // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2018. — № 2. — С. 196–203.

8. Липски С.А. Особенности изменений отношений собственности на землю в регионах Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2018. — № 3. — С. 20–33.

9. Рувиль В.С. Проблемы землепользования в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока // Землепользование в местах проживания коренных малочисленных народов России: законодательство и практика. — М.: Проспект, 2010. — С. 173–184.

10. Суткайтис О.К. Перспективная схема развития прибрежно-морских особо охраняемых природных территорий в морях западного сектора российской Арктики // М.В. Ломоносов и Арктика: материалы Международной научной конференции, посвященной 300‑летию со дня рождения М.В. Ломоносова. — Архангельск, 2011. — С. 209–216.

11. Сыроватский Д.И. Составление маршрутов — основа организации использования пастбищ: Бюлл. НТИ НИИ СХ КС. Вып. 9. — Новосибирск, 1975. — С. 16–17.

12. Щелкунова Р.П. Метод определения оленеемкости пастбищ на примере Таймырской лесотундры: метод, рекомендации — Новосибирск, 1983. — 48 с.

В начале этого века стремительно возрос интерес к территориям Арктики, так как Арктическая зона Российской Федерации (далее — АЗРФ) по природным характеристикам является уникальной территорией. В данном регионе обнаружено большое количество полезных ископаемых, климат достаточно экстремален, а экосистемы имеют довольно низкую способность к самовосстановлению. К территориям Арктики относятся девять регионов Российской Федерации (из них 4 вся их территория, 5 — частично), а их общая площадь порядка 5 млн кв. км. Указанные причины превращают организацию рационального использования арктических земель в довольно сложную задачу: разработка полезных ископаемых, в частности углеводородов, их транспортировка негативно воздействуют на экосистемы, а заповедный режим охраняемых природных территорий накладывает ограничения на хозяйственную деятельность. Кроме того, именно эти территории являются исконным местом проживания коренных малочисленных народов севера (далее — КМНС) и ведения ими традиционных промыслов (охота, рыболовство, оленеводство).

Вследствие этого арктические территории должны сохранять баланс между: 1) промышленным освоением и неизбежным при этом негативным воздействием на окружающую среду и на процесс традиционного природопользования; 2) сохранением уникальных экосистем; 3) традиционным природопользованием, которым занимаются проживающие здесь КМНС, а также их общины, так как они крепче, чем другая часть человечества, связаны с природой (охота, рыбная ловля, оленеводство и другие промыслы являются для них необходимыми жизненными условиями).

Для достижения и поддержания такого баланса нужно иметь механизм, позволяющий соответствующим образом обустроить эти территории. С советского периода таким механизмом является система землеустройства, цель которого заключается как раз в обеспечении рационального использования земель и их охраны, а также в создании благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. В России землеустройство традиционно обеспечивало решение государственных задач (в том числе по проведению различных земельных реформ) и было хорошо развито. Однако в последние годы уровень землеустроительной обустроенности территории страны в целом (и АЗРФ в том числе) значительно снизился в силу ряда экономических и организационно-правовых обстоятельств и многие из ранее наработанных, обоснованных и увязанных с возможностями и запросами (того времени) землеустроительных решений оказались забыты [7].

Для Цитирования:
Липски С.А., Емельянова Т.А., Гаджимагомедова В.К., К вопросу о применимости ранее разработанных землеустроительных решений в ходе реализации программы «Арктический гектар». Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: