По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8

К вопросу о преподавании этикета в высшем учебном заведении (на примере гбоу во рк «крымский университет культуры, искусств и туризма»)

Норманская Анжела Викторовна кандидат культурологии, и. о. декана факультета повышения квалификации и дополнительного образования, старший преподаватель кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», Россия, 295034, Симферополь, ул. Киевская, д. 39. E-mail: normanskaya.anzhela@yandex.ru

Выбор профессии является приоритетной задачей в жизнедеятельности каждого человека. Начало студенческой жизни оказывает влияние на формирование личности в становлении ее сознательного интеллектуального, нравственного, культурного, мировоззренческого потенциала для плодотворной профессиональной деятельности. Именно в этот начальный период обучения важным фактом является регулирование социально-культурных взаимодействий молодых людей и социума высшей школы, так как происходит не только первоначальная адаптация, но и новый этап социализации личности. Особое значение в данный период имеют восприятие и исполнение студентом этикетных формул в новом статусе. В статье рассматривается дисциплина «Этикет», которая преподается в Крымском университете культуры, искусств и туризма, показаны результаты изучения дисциплины, подтвержденные данными социологического исследования.

В современном образовательном пространстве учебная дисциплина «Этикет» является, к сожалению, дисциплиной по выбору. Следует отметить, что правила поведения и культура поведения современных студентов не всегда отвечают требованиям этикета. Проблема в адаптации молодых людей в стенах вуза возникает еще в период приемной кампании. Сотрудники приемной комиссии, преподаватели на консультации к вступительным испытаниям обязательно указывают абитуриентам не только на правильность заполнения и соответствие документов, но и на правила поведения в вузе: соблюдение дресс-кода, правил общения между абитуриентами и сотрудниками университета. Основные правила учебы и внутреннего распорядка высшего учебного заведения в Российской Федерации регламентируются Законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом вуза, приказами и распоряжениями администрации вуза. На сайте ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» http://kukiit.ru размещен также «Этический кодекс студентов», на который преподаватель любой дисциплины обращает внимание студентов. В кодексе зафиксированы основополагающие тезисы, например: «Цени и уважай каждого за благородное поведение и достойные знания. Уважай труд, знания и личность преподавателей, сотрудников университета. Выполняй их требования, будь вежлив и тактичен».

Согласно перечню индикаторов компетенций, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины «Этикет», студент должен развивать способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен: знать нравственные принципы культуры поведения и речевого этикета; уметь применять знания этикета в повседневной жизни и в быту; владеть хорошими манерами и навыками позитивного общения. Основное определение этикета — это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе, но важно объяснить обучающимся это определение в практических целях. Например, чем глубже и точнее знание этикета, тем шире круг общения, тем комфортнее и безопаснее можно сосуществовать в социуме. Поэтому курс этикета не может изучаться от лекции к лекции, а совершенствоваться постоянно в повседневной жизни. В связи с этим фонд оценочных средств по дисциплине «Этикет» предполагает накопление оценок в течение семестра и итоговое собеседование по вопросам к зачету при проведении рубежного контроля. Следует отметить, что из опыта работы письменное домашнее задание и подготовка докладов и сообщений являются самыми востребованными и конструктивными формами проведения контроля при оценивании на семинарских занятиях и при закреплении пройденного материала, так как они служат основой для беседы, дискуссии, «мозгового штурма» при устном обсуждении и выполнении практических упражнений, тестов.

Для Цитирования:
Норманская Анжела Викторовна, К вопросу о преподавании этикета в высшем учебном заведении (на примере гбоу во рк «крымский университет культуры, искусств и туризма»). Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: