По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.776 DOI:10.33920/pol-01-2305-01

К вопросу о праве на информацию как элемента информационной безопасности личности

Кривоухов Анатолий Анатольевич канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова», Россия, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 70, Е-mail: anatka@rambler.ru, +7 919 211 8885, ORCID ID: 0000-0001-8918-5213

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. Сегодня любая вещь несет в себе какую‑либо информацию. Даже элементарная бытовая техника может быть представлена как носитель информации — информации о принципах своего устройства и работы. Современная Россия находится на этапе перехода к постиндустриальной экономике и информационному обществу. Успех этого перехода напрямую зависит от нормальной циркуляции информации и оптимизации социального управления. В свете социальной природы общества и человека свободно вращающаяся в социуме информация создает предпосылки для создания более развитого общества за счет более интеллектуально развитого человека. В этой связи целесообразно говорить о необходимости организации оптимального обеспечения гражданина самой различной информацией, удовлетворения информационных потребностей личности и достижения информационной открытости общества. Правоотношения доступа носят односторонний характер, т. е. правам потребителя на получение информации корреспондируются обязанности поставщика по ее предоставлению. Достаточно вопросов возникает при определении характеристик, которыми должна обладать информация, чтобы считаться пригодной для использования. В современном российском законодательстве среди прочих фигурируют термины «полнота», «достоверность», «объективность», «искаженность», но содержание данных категорий не установлено. В этой связи целесообразно говорить о необходимости организации оптимального обеспечения гражданина самой различной информацией, удовлетворения информационных потребностей личности и достижения информационной открытости общества.

Литература:

1. Варганов В. В., Зотов В. В. Деструктивное информационное воздействие и способы его распознавания. Телекоммуникации. 2013; 5: 42–48.

2. Зотов В. В., Кривоухов А. А. Информационная безопасность как антропосоциотехнический феномен. Коммуникология. 2017; 5, 4: 71–81.

3. Кривоухов А. А., Прокопенко А. Н. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2007; 1: 173–181. EDN ORMBKF.

4. Кривоухов А. А. Доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013; 4: 142–145.

5. Кривоухов А. А., Бледнова Е. М. Право на информацию в современном обществе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013; 3: 30–34.

6. Кривоухов А. А., Воробьева О. В. К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности личности и роли государства в этом процессе. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015; 7: 194–195.

7. Кривоухов А. А. Оценка информационной безопасности интернет-среды пользователями социальных сетей. Коммуникология. 2018; 6, 1: 107–117. EDN YVQMOU.

8. Кривоухов А. А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление как способ реализации права граждан на информацию. Сборник научных трудов международной научно-практической онлайн-конференции, посвященной 10-летию образования Бухарского филиала Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Отв. ред. Т. Х. Жураев. 2020: 506–508.

9. Устинович Е. С. О современном состоянии информационного, компьютерного и телекоммуникационного обеспечения образовательного процесса высшего образования в Российской Федерации. Социальная политика и социальное партнерство. 2022; 2: 87–95. DOI 10.33920/pol-01-2202-01. EDN OCHWJZ.

10. Устинович Е. С. Государственная политика в сфере информационных технологий. Курск: Деловая полиграфия, 2011; 283 с. EDN YNCWZG.

11. Устинович Е. С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении. Административное право и процесс. 2011; 4: 21–24. EDN NUDZOT.

12. Устинович Е. С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Административное право и процесс. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

13. Устинович Е. С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования. Юридический мир. 2009; 4: 33–36. EDN KDSHVF.

14. Устинович Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении. Информационное право. 2010; 3: 3–6. EDN MWGFXL.

15. Устинович Е. С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ). Государственная власть и местное самоуправление. 2018; 3: 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-1 1-15. EDN YVJFRF.

16. Устинович Е. С. Политико-административное электронное взаимодействие власти и общества: теоретический аспект. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2019; 9, 1 (30): 126–132. EDN KVAZJZ.

17. Устинович Е. С. Гарантии реализации прав российских граждан на информацию органов государственной власти в России как социальном государстве. Социальная политика и социальное партнерство. 2017; 10: 5–12. EDN ZXLGTZ.

18. Устинович Е. С. Эффективная реклама компании в Интернете. Директор по маркетингу и сбыту. 2019; 1: 6–15. EDN TRJITA.

19. Фурс В. Ролан Барт: Парадигма, Нейтральное, ДАО. Философско-культурологический журнал Topos. 2019; 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolan-bart-paradigma-neytralnoe-dao (дата обращения: 11.04.2022).

20. Шарков Ф. И. Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности. Коммуникология. 2014; 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnaya-paradigma-razvitiya-rossiyskoy-gosudarstvennosti (дата обращения: 11.04.2022).

1. Varganov V.V., Zotov V.V. Destruktivnoe informatsionnoe vozdeistvie i sposoby ego raspoznavaniia [Destructive information impact and methods of its recognition] // Telekommunikatsii [Telecommunications]. - 2013. - No. 5. - P. 42-48. (In Russ.)

2. Zotov V.V., Krivoukhov A.A. Informatsionnaia bezopasnost kak antroposotsiotekhnicheskii fenomen [Information security as an anthroposociotechnical phenomenon] // Kommunikologiia [Communicology]. - 2017. - Volume 5. - No. 4. - P. 71-81. (In Russ.)

3. Krivoukhov A.A., Prokopenko A.N. Pravovaia politika Rossiiskoi Federatsii v sfere gosudarstvennykh informatsionnykh resursov [Legal policy of the Russian Federation in the sphere of state information resources] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo [Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law]. - 2007. - No. 1. – P. 173-181. – EDN ORMBKF. (In Russ.)

4. Krivoukhov A.A. Dostup grazhdan k informatsii o deiatelnosti organov mestnogo samoupravleniia [Citizens' access to information about the activities of local governments] // Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes. Electronic scientific journal of the Kursk State University]. - 2013. - No. 4. - P. 142-145. (In Russ.)

5. Krivoukhov A.A., Blednova E.M. Pravo na informatsiiu v sovremennom obshchestve [The right to information in modern society] // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the South-Western State University]. Series: History and Law. - 2013. - No. 3. - P. 30-34. (In Russ.)

6. Krivoukhov A.A., Vorobieva O.V. K voprosu obespecheniia informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti lichnosti i roli gosudarstva v etom protsesse [On the issue of ensuring informational psychological security of the individual and the role of the state in this process] // Vestnik Kurskoi gosudarstvennoi selskokhoziaistvennoi akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy]. - 2015. - No. 7. - P. 194-195. (In Russ.)

7. Krivoukhov A.A. Otsenka informatsionnoi bezopasnosti internet-sredy polzovateliami sotsialnykh setei [Assessment of information security of the Internet environment by users of social networks] /A.A. Krivoukhov // Kommunikologiia [Communicology]. - 2018. - Vol. 6. - No. 1. - P. 107-117. – EDN YVQMOU. (In Russ.)

8. Krivoukhov A.A. Vnedrenie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v gosudarstvennoe upravlenie kak sposob realizatsii prava grazhdan na informatsiiu [The introduction of information and communication technologies in public administration as a way to implement the right of citizens to information] // Collection of scientific papers of the international scientific and practical online conference dedicated to the 10th anniversary of the formation of the Bukhara branch of the Tashkent Institute of Irrigation and Agricultural Mechanization Engineers. Resp. editor T.Kh. Zhuraev. - 2020. - P. 506-508. (In Russ.)

9. Ustinovich E.S. O sovremennom sostoianii informatsionnogo, kompiuternogo i telekommunikatsionnogo obespecheniia obrazovatelnogo protsessa vysshego obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [On the current state of information, computer and telecommunications support for the educational process of higher education in the Russian Federation] / E.S. Ustinovich // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. - 2022. - No. 2. - P. 87-95. – DOI 10.33920/pol-01-2202-01. – EDN OCHWJZ. (In Russ.)

10. Ustinovich, E.S. Gosudarstvennaia politika v sfere informatsionnykh tekhnologii [State policy in the field of information technology] / E.S. Ustinovich. - Kursk Business printing, 2011. - 283 p. – EDN YNCWZG. (In Russ.)

11. Ustinovich, E.S. Podkhody k sovershenstvovaniiu zakonodatelstva ob informatsionnoi deiatelnosti v gosudarstvennom upravlenii [Approaches to improving the legislation on information activities in public administration] / E.S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i protsess [Administrative Law and Process]. - 2011. - No. 4. – P. 21-24. – EDN NUDZOT. (In Russ.)

12. Ustinovich, E.S. Massovoe informirovanie v informatsionnoi deiatelnosti federalnykh organov ispolnitelnoi vlasti Rossiiskoi Federatsii [Mass information in the information activities of the federal executive authorities of the Russian Federation] / E.S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i protsess [Administrative Law and Process]. - 2010. - No. 2. - P. 13-16. – EDN LAFJSB. (In Russ.)

13. Ustinovich, E.S. Informatsionnaia deiatelnost federalnykh organov ispolnitelnoi vlasti kak spetsialnyi obiekt pravovogo regulirovaniia [Information activity of federal executive authorities as a special object of legal regulation] / E.S. Ustinovich // Iuridicheskii mir [Legal World]. - 2009. - No. 4. - P. 33-36. – EDN KDSHVF. (In Russ.)

14. Ustinovich, E.S. Voprosy metodologii informatsionnoi deiatelnosti v gosudarstvennom upravlenii [Questions of methodology of information activity in public administration] / E.S. Ustinovich // Informatsionnoe pravo [Information Law]. - 2010. - No. 3. – P. 3-6. – EDN MWGFXL. (In Russ.)

15. Ustinovich, E.S. Vzaimodeistvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politiko-pravovoi analiz) [Interaction between authorities and structures of civil society in the Internet space (political and legal analysis)] / E.S. Ustinovich // Gosudarstvennaia vlast i mestnoe samoupravlenie [State Power and Local Self-Government]. - 2018. - No. 3. - P. 11-15. – DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. – EDN YVJFRF. (In Russ.)

16. Ustinovich, E.S. Politiko-administrativnoe elektronnoe vzaimodeistvie vlasti i obshchestva: teoreticheskii aspekt [Political and administrative electronic interaction between power and society: a theoretical aspect] / E.S. Ustinovich // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo [Bulletin of the South-Western State University. Series: History and Law]. - 2019. - Vol. 9. - No. 1 (30). - P. 126-132. – EDN KVAZJZ. (In Russ.)

17. Ustinovich, E.S. Garantii realizatsii prav rossiiskikh grazhdan na informatsiiu organov gosudarstvennoi vlasti v Rossii kak sotsialnom gosudarstve [Guarantees for the implementation of the rights of Russian citizens to information of state authorities in Russia as a social state] / E.S. Ustinovich // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. - 2017. - No. 10. – P. 5-12. – EDN ZXLGTZ. (In Russ.)

18. Ustinovich, E.S. Effektivnaia reklama kompanii v Internete [Effective advertising of the company on the Internet] / E.S. Ustinovich // Direktor po marketingu i sbytu [Marketing and Sales Director]. - 2019. - No. 1. - P. 6-15. – EDN TRJITA. (In Russ.)

19. Furs, W. Roland Barthes: The Paradigm, the Neutral, Tao // Philosophical and Cultural Journal Topos. 2019. No. 1–2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rolan-bart-paradigma-neutralnoe-dao (accessed 04/11/2022). (In Russ.)

20. Sharkov, F.I. Informatsionno-kommunikatsionnaia paradigma razvitiia Rossiiskoi gosudarstvennosti [Information and communication paradigm of the development of Russian statehood] // Kommunikologiia [Communicology]. 2014. No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnaya-paradigma-razvitiya-rossiyskoy-gosudarstvennosti (accessed: 11.04.2022). (In Russ.)

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. Сегодня любая вещь несет в себе какую-либо информацию. Даже элементарная бытовая техника может быть представлена как носитель информации — информации о принципах своего устройства и работы.

Современная Россия находится на этапе перехода к постиндустриальной экономике и информационному обществу. Успех этого перехода напрямую зависит от нормальной циркуляции информации и оптимизации социального управления.

В свете социальной природы общества и человека свободно вращающаяся в социуме информация создает предпосылки для создания более развитого общества за счет более интеллектуально развитого человека. В этой связи целесообразно говорить о необходимости организации оптимального обеспечения гражданина самой различной информацией, удовлетворения информационных потребностей личности и достижения информационной открытости общества.

Правоотношения доступа носят односторонний характер, т. е. правам потребителя на получение информации корреспондируются обязанности поставщика по ее предоставлению. Достаточно вопросов возникает при определении характеристик, которыми должна обладать информация, чтобы считаться пригодной для использования. В современном российском законодательстве среди прочих фигурируют термины «полнота», «достоверность», «объективность», «искаженность», но содержание данных категорий не установлено.

Значение информации в социальной жизни и в государственном управлении чрезвычайно велико. Объясняется это тем, что, во-первых, информация является необходимым элементом любых социальных процессов и их составляющих, поскольку они отражают состояние информированности (иначе — знаний) участников этих процессов, а во-вторых, всякое управление кем-либо или чем-либо основано на определенном информационном отображении — на информационной модели управляемого объекта и знаниях субъекта управления, а также знаниях управляемого о своем адекватном поведении при реализации своих прав и исполнении обязанностей. В-третьих, решения экономического, социального и политического характера в сфере государственного управления, включая правовые акты, формируют поведение и отношения участников социальных процессов, организуют их определенным образом, воздействуя на них информационными средствами.

Для Цитирования:
Кривоухов Анатолий Анатольевич, К вопросу о праве на информацию как элемента информационной безопасности личности. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: