Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. Сегодня любая вещь несет в себе какую-либо информацию. Даже элементарная бытовая техника может быть представлена как носитель информации — информации о принципах своего устройства и работы.
Современная Россия находится на этапе перехода к постиндустриальной экономике и информационному обществу. Успех этого перехода напрямую зависит от нормальной циркуляции информации и оптимизации социального управления.
В свете социальной природы общества и человека свободно вращающаяся в социуме информация создает предпосылки для создания более развитого общества за счет более интеллектуально развитого человека. В этой связи целесообразно говорить о необходимости организации оптимального обеспечения гражданина самой различной информацией, удовлетворения информационных потребностей личности и достижения информационной открытости общества.
Правоотношения доступа носят односторонний характер, т. е. правам потребителя на получение информации корреспондируются обязанности поставщика по ее предоставлению. Достаточно вопросов возникает при определении характеристик, которыми должна обладать информация, чтобы считаться пригодной для использования. В современном российском законодательстве среди прочих фигурируют термины «полнота», «достоверность», «объективность», «искаженность», но содержание данных категорий не установлено.
Значение информации в социальной жизни и в государственном управлении чрезвычайно велико. Объясняется это тем, что, во-первых, информация является необходимым элементом любых социальных процессов и их составляющих, поскольку они отражают состояние информированности (иначе — знаний) участников этих процессов, а во-вторых, всякое управление кем-либо или чем-либо основано на определенном информационном отображении — на информационной модели управляемого объекта и знаниях субъекта управления, а также знаниях управляемого о своем адекватном поведении при реализации своих прав и исполнении обязанностей. В-третьих, решения экономического, социального и политического характера в сфере государственного управления, включая правовые акты, формируют поведение и отношения участников социальных процессов, организуют их определенным образом, воздействуя на них информационными средствами.