В предисловии к «Полутораглазому стрельцу» Бенедикт Лившиц утверждал: «Русский футуризм <...> умер без наследников» [14]. Так ли это, можно ли говорить о традициях авангарда в более поздние периоды развития русской истории и культуры?
В самом широком смысле понятие «авангардное искусство» вбирает в себя представление об искусстве новом, прогрессивном, отмеченном тенденциями поиска и новаторства. Так диктует внутренняя форма лексемы «авангард» — avant-garde (фр.), «передовой отряд». Именно в таком ракурсе и воспринимается искусство авангарда разных эпох — стремление различных видов искусства к поиску и воплощению новых форм и самого языка творчества, принципиально новых подходов к созиданию поэтической (в надродовом смысле) образности, отстаиванию новейших тактик и стратегий в сфере осуществления художественных экспериментов, поддержке атмосферы современности, ее актуально модерных творческих устремлений. Доминанта искусства передового — неизменный атрибут искусства авангарда.
Между тем очевидно и другое: наряду с движением вперед понятие авангардного искусства нередко (а точнее, с регулярной обязательностью) предполагает и апелляцию к прошлому (или настоящему), неизменно включает в себя радикальный протест против существующих канонов и устоявшихся традиций, непременно вбирает в себя несогласие с формами бытующего (как правило, традиционного) искусства. Преодоление старого новым, консервативного прогрессивным — неизменный вектор представлений об авангарде.
В этой связи возникает вопрос: какой новизны ищет авангардное искусство — содержательно-смысловой или исключительно формальной? Можно предположить: прежде всего формальной, так как относительно плана содержательного («вечного») еще У. Шекспир утверждал: «Ничто не ново под луной» (59-й сонет). Человек, его дух и душа — незыблемые сущностные константы любых искусств различных исторических эпох. Изменению подлежат формы — мода на все: одежду, поведение, бытовой уклад, манеру общения, интеллектуальные пристрастия, идейные установки, социальный кодекс, поэтические приоритеты и пр. В самом общем и условном плане содержание константно, форма динамична.