По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2505-02

К вопросу о наследии культур (первый и второй авангард, футуризм и концептуализм)

Богданова Ольга Владимировна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: olgabogdanova03@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6007-7657

В работе в свете современной культурологии рассматривается вопрос о принципах и приемах наследования традиций первого русского авангарда (начало ХХ в.) в рамках стратегий и тактик второго авангарда (последняя четверть ХХ в.). Показано, что современное концептуальное искусство 1970–1990-х гг. прочно опиралось на творческие приемы художников и поэтов начала ХХ в., хотя открыто и не декларировало эту взаимосвязь. Прослежено, как лучшие образцы поэзии Серебряного века послужили претекстами «объектов» и «опусов» современного авангарда, во многом актуализируя природу вторичности его техник, приемов, структур. В ходе анализа поэтических текстов Серебряного века продемонстрированы смелость творческого поиска первых авангардистов, та свобода, которая открывала огромные просторы для развития новых форм и новой содержательности русской поэзии. И, наоборот, показано, что обращение концептуализма к праобразам умирающего искусства советской эпохи не могло эксплицировать новые творческие устремления современного авангарда, обрекая его критические низвержения на скорое умирание.

Литература:

1. Андреева Н.Н. Роман В. Сорокина «Очередь»: форма в контексте проблемы репрезентации в искусстве московского концептуализма // Вестник СПбГУ. Серия: Язык и литература. — 2010. — № 4. — С. 3–11.

2. Биберган Е.С., Богданова О.В. «Концептуалистский проект» Владимира Сорокина. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. — 114 с.

3. Бирюков С. Любовь к трем авангардам // Арион. — 2000. — № 3. — Б. п.

4. Богданова О.В. Концептуалист художник и писатель Владимир Сорокин. — СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2005. — 66 с.

5. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60– 90-е годы ХХ века — начало ХХI века). — СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004. — 716 с.

6. Бурлюк Д., Бурлюк Н. Стихотворения. — СПб.: Академический проект, 2002. — 582 с.

7. Гнедов В. Сама поэзия / Сост., автор примеч. и предисл. И. Кукуй. — М.: Циолковский, 2018. — 480 с.

8. Жилене Е.С. Категория пустоты в советских текстах Дмитрия Пригова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2024. — Т. 17, вып. 11. — С. 4100–4109.

9. Игнатьев И. Эго-футуризм. Очерк. — СПб.: Глашатай, 1913. — 16 с.

10. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы с приложением деклараций и статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Вступ. ст., подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. — М.: Гилея, 2006. — 458 с.

11. Казарина Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда (эволюция эстетических принципов): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — Самара, 2005. — 38 с.

12. Красицкий С. Поэты Бурлюки / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк. Стихотворения. — СПб.: Академический проект, 2002. — С. 5–65.

13. Левинтон Г. Антропология культуры. Вып. 3. — М.: Минпромнаука России и РАН, 2005. — 414 с.

14. Лифшиц Б. Полутораглазый стрелец [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.litres.ru/book/benedikt-livshic/polutoraglazyy-strelec-653375/chitat-onlayn/ (дата обращения: 01.03.2025).

15. Марков В.Ф. История русского футуризма / Пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. — СПб.: Алетейя, 2000. — 438 с.

16. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955–1961. — Т. 1. 1912–1917. — С. 294–301.

17. Монастырский А. Поездки за город. — Вологда: Полиграф, 2009. — Т. 1. — 358 с.

18. Орлицкий Ю.Б. «Гласные» стихи в истории русской поэзии / Ю.Б. Орлицкий. Стихосложение новейшей русской поэзии. — 2-е изд. — М.: ИД «Яск», 2021. — С. 550–565.

19. Орлицкий Ю.Б. Нулевые, или вакуумные, тексты / Ю.Б. Орлицкий. Стихосложение новейшей русской поэзии. — 2-е изд. — М.: ИД «Яск», 2021. — С. 566–573.

20. Пацюков В. Симметрия в пространстве ушедшего века: первый и второй русский авангард // Художественный журнал. — 2000. — № 32 [Электронный ресурс]. — URL: https://moscowartmagazine.com/issue/82/article/1792 (дата обращения: 01.03.2025).

21. Поэзия русского футуризма / Сост. и подгот. текста В.Н. Альфонсова и С.Р. Красицкого, примеч. С.Р. Красицкого. — СПб.: Академический проект, 1999. — 749 с.

22. Пригов Д.А. Написанное с 1975 по 1989. — М.: НЛО, 1997. — 280 с.

23. Пригов Д., Шаповал С. Портретная галерея ДАП. — М.: НЛО, 2003. — 168 с.

24. Пригов и его наследие глазами современников [Электронный ресурс]. — URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/prigov-i-ego-nasledie-glazamisovremennikov/ (дата обращения: 01.03.2025).

25. Пяст Вл. Встречи. — М.: НЛО, 1997. — 411 с. [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/Встречи_(Пяст) (дата обращения: 01.03.2025).

26. Сорокин В. Собрание сочинений: в 3 т. — М.: Ad Marginem, 2002.

27. Чуковский Е. Эго-футуристы и кубо-футуристы // Шиповник: худож. альм. — СПб., 1914. — Кн. 22 [Электронный ресурс]. — URL: https://rozanova.net/article/381.html (дата обращения: 01.03.2025).

28. Эпштейн М. Постмодернизм в России. — СПб.: Азбука, 2019. — 608 с.

29. «Это просто буквы на бумаге». Владимир Сорокин: после литературы / Ред.-сост. Е. Добренко, И. Калинин, М. Липовецкий. — М.: НЛО, 2018. — 707 с.

30. Dmitri Prigov: Dmitri Prigov [Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов]. — Zurich: Babarian Art Gallery, 2011. — 383 p.

31. Zilene E., Bogdanova O., Vlasova E., Buraya M. The monstrous plot in Vladimir Sorokin’s novel “The Queue” // Ad Alta. Journal of Interdisciplinary Research. — 2024. — Vol. 14. — Iss. 01 (14/01), June. — P. 25–28.

32. Zilene E., Bogdanova O., Vlasova E., Pyabchikova A. Self-identification as the Leitmotif of Ley Rubinstein’s mature poems [Самоидентификация как лейтмотив зрелых поэм Льва Рубинштейна] // Ad Alta. — Vol. 13. — Iss. 02 (13/02), December, 2023. — P. 20–25.

1. Andreeva N.N. V. Sorokin’s novel “Queue”: Form in the Context of the Problem of Representation in the Art of Moscow Conceptualism [Roman V. Sorokina “Ochered”: forma v kontekste problemy reprezentatsii v iskusstve moskovskogo kontseptualizma] // Vestnik SPbGU. Ser. Yazyk i literatura. 2010. № 4. S. 3–11. (In Russ.)

2. Bibergan E.S., Bogdanova O.V. Vladimir Sorokin’s “Conceptual Project” [“Kontseptualistskii proekt” Vladimira Sorokina]. SPb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2020. 114 s. (In Russ.)

3. Biryukov S. Love for the three avant-gardes [Lyubov’ k trem avangardam] // Arion. 2000. № 3. B. p. (In Russ.)

4. Bogdanova O.V. Conceptual artist and writer Vladimir Sorokin [Kontseptualist khudozhnik i pisatel’ Vladimir Sorokin]. SPb.: Filologicheskii f-t SPbGU, 2005. 66 s. (In Russ.)

5. Bogdanova O.V. Postmodernism in the context of modern Russian literature (60– 90s of the twentieth century — the beginning of the XXI century) [Postmodernizm v kontekste sovremennoi russkoi literatury (60–90-e gody ХХ veka — nachalo ХХI veka)]. SPb.: Filologicheskii f-t SPbGU, 2004. 716 s. (In Russ.).

6. Burlyuk D., Burlyuk N. Poems [Stikhotvoreniya]. SPb.: Akademicheskii proekt, 2002. 582 s. (In Russ.)

7. Gnedov V. Poetry itself [Sama poeziya] / sost., avtor primech. i predisl. I. Kukui. M.: Tsiolkovskii, 2018. 480 s. (In Russ.)

8. Zhilene E.S. The category of emptiness in Dmitry Prigov’s Soviet texts [Kategoriya pustoty v sovetskikh tekstakh Dmitriya Prigova] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2024. T. 17. Vyp. 11. S. 4100–4109. (In Russ.)

9. Ignat’ev I. Ego-futurism. Essay [Ego-futurizm. Ocherk]. SPb.: Glashatai, 1913. 16 s. (In Russ.)

10. To the history of Russian Futurism: Memoirs and documents with the application of declarations and articles by A. Kruchenykh, as well as articles by I. Terentyev and S. Tretyakov [K istorii russkogo futurizma: Vospominaniya i dokumenty s prilozheniem deklaratsii i statei A. Kruchenykh, a takzhe statei I. Terent’eva i S. Tret’yakova] / vstup. st., podg. teksta i komm. N. Gur’yanovoi. M.: Gileya, 2006. 458 s. (In Russ.)

11. Kazarina T.V. Three epochs of the Russian literary avant-garde (the evolution of aesthetic principles) [Tri epokhi russkogo literaturnogo avangarda (evolyutsiya esteticheskikh printsipov)]: avtoref. dis. ... dokt. filol. nauk. Samara, 2005. 38 s. (In Russ.)

12. Krasitskii S. Burliuki poets [Poety Burlyuki] // Burlyuk D., Burlyuk N. Stikhotvoreniya. SPb.: Akademicheskii proekt, 2002. 582 s. S. 5–65. (In Russ.)

13. Levinton G. Anthropology of culture [Antropologiya kul’tury]. Vyp. 3. M.: Minpromnauka Rossii i RAN, 2005. 414 s. (In Russ.)

14. Lifshits B. The Half-eyed Sagittarius [Polutoraglazyi strelets]. URL: https://www.litres. ru/book/benedikt-livshic/polutoraglazyy-strelec-653375/chitat-onlayn/ (In Russ.)

15. Markov V.F. The history of Russian futurism [Istoriya russkogo futurizma] / per. s angl. V. Kucheryavkina, B. Ostanina. SPb.: Aleteiya, 2000. 438 s. (In Russ.)

16. Mayakovskii V.V. Complete works [Polnoe sobranie sochinenii]: v 13 t. / AN SSSR. In-t mirovoi lit. im. A.M. Gor’kogo. M.: Khudozh. lit., 1955–1961. T. 1. 1912–1917. S. 294–301. (In Russ.)

17. Monastyrskii A. Trips outside the city [Poezdki za gorod]. Vologda: Poligraf, 2009. T. 1. 358 s. (In Russ.)

18. Orlitskii Yu.B. “Vowel” poems in the history of Russian poetry [“Glasnye” stikhi v istorii russkoi poezii] // Orlitskii Yu.B. Stikhoslozhenie noveishei russkoi poezii. 2-e izd. M.: ID “Yask”, 2021. S. 550–565. (In Russ.)

19. Orlitskii Yu.B. Zero, or vacuum, texts [Nulevye, ili vakuumnye, teksty] // Orlitskii Yu.B. Stikhoslozhenie noveishei russkoi poezii. 2-e izd. M.: ID “Yask”, 2021. S. 566–573. (In Russ.)

20. Patsyukov V. Symmetry in the space of a bygone century: the first and second Russian avant-garde [Simmetriya v prostranstve ushedshego veka: pervyi i vtoroi russkii avangard] // Khudozhestvennyi zhurnal. 2000. № 32. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/82/ article/1792 (In Russ.)

21. Poetry of Russian futurism [Poeziya russkogo futurizma] / sost. i podgot. teksta V.N. Al’fonsova i S.R. Krasitskogo, primech. S.R. Krasitskogo. SPb.: Akademicheskii proekt, 1999. 749 s. (In Russ.)

22. Prigov D.A. Written from 1975 to 1989 [Napisannoe s 1975 po 1989]. M.: NLO, 1997. 280 s. (In Russ.)

23. Prigov D., Shapoval S. Portrait Gallery DAP [Portretnaya galereya DAP]. M.: NLO, 2003. 168 s. (In Russ.)

24. Prigov and his legacy through the eyes of his contemporaries [Prigov i ego nasledie glazami sovremennikov]. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/prigov-i-ego-nasledie-glazami-sovremennikov/ (In Russ.)

25. Pyast V. Meetings [Vstrechi]. M.: NLO, 1997. 411 s. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ Vstrechi_(Pyast) (In Russ.)

26. Sorokin V. Collected works [Sobranie sochinenii]: v 3 t. M.: Ad Marginem, 2002. (In Russ.)

27. Chukovskii E. Ego-futurists and cubo-futurists [Ego-futuristy i kubo-futuristy] // Shipovnik: khudozh. al’m. SPb., 1914. Kn. 22. URL: https://rozanova.net/article/381.html (In Russ.)

28. Epshtein M. Postmodernism in Russia [Postmodernizm v Rossii]. SPb.: Azbuka, 2019. 608 s. (In Russ.)

29. “It’s just letters on paper”. Vladimir Sorokin: after literature [“Eto prosto bukvy na bumage”. Vladimir Sorokin: posle literatury] / red.-sost. E. Dobrenko, I. Kalinin, M. Lipovetskii. M.: NLO, 2018. 707 s. (In Russ.)

30. Dmitry Prigov: Dmitry Prigov [Dmitri Prigov: Dmitri Prigov]. Zurich: Babarian Art Gallery, 2011. 383 p. (In Russ.)

31. Zilene E., Bogdanova O., Vlasova E., Buraya M. The monstrous plot in Vladimir Sorokin’s novel “The Queue” // Ad Alta. Journal of Interdisciplinary Research. 2024. Vol. 14. Iss. 01 (14/01), June. P. 25–28. (In Eng.)

32. Zilene E., Bogdanova O., Vlasova E., Pyabchikova A. Self-identification as the Leitmotif of Ley Rubinstein’s mature poems [Samoidentifikatsiya kak leitmotiv zrelykh poem L’va Rubinshteina] // Ad Alta. Vol. 13. Iss. 02 (13/02), December, 2023. P. 20–25. (In Eng.)

В предисловии к «Полутораглазому стрельцу» Бенедикт Лившиц утверждал: «Русский футуризм <...> умер без наследников» [14]. Так ли это, можно ли говорить о традициях авангарда в более поздние периоды развития русской истории и культуры?

В самом широком смысле понятие «авангардное искусство» вбирает в себя представление об искусстве новом, прогрессивном, отмеченном тенденциями поиска и новаторства. Так диктует внутренняя форма лексемы «авангард» — avant-garde (фр.), «передовой отряд». Именно в таком ракурсе и воспринимается искусство авангарда разных эпох — стремление различных видов искусства к поиску и воплощению новых форм и самого языка творчества, принципиально новых подходов к созиданию поэтической (в надродовом смысле) образности, отстаиванию новейших тактик и стратегий в сфере осуществления художественных экспериментов, поддержке атмосферы современности, ее актуально модерных творческих устремлений. Доминанта искусства передового — неизменный атрибут искусства авангарда.

Между тем очевидно и другое: наряду с движением вперед понятие авангардного искусства нередко (а точнее, с регулярной обязательностью) предполагает и апелляцию к прошлому (или настоящему), неизменно включает в себя радикальный протест против существующих канонов и устоявшихся традиций, непременно вбирает в себя несогласие с формами бытующего (как правило, традиционного) искусства. Преодоление старого новым, консервативного прогрессивным — неизменный вектор представлений об авангарде.

В этой связи возникает вопрос: какой новизны ищет авангардное искусство — содержательно-смысловой или исключительно формальной? Можно предположить: прежде всего формальной, так как относительно плана содержательного («вечного») еще У. Шекспир утверждал: «Ничто не ново под луной» (59-й сонет). Человек, его дух и душа — незыблемые сущностные константы любых искусств различных исторических эпох. Изменению подлежат формы — мода на все: одежду, поведение, бытовой уклад, манеру общения, интеллектуальные пристрастия, идейные установки, социальный кодекс, поэтические приоритеты и пр. В самом общем и условном плане содержание константно, форма динамична.

Для Цитирования:
Богданова Ольга Владимировна, К вопросу о наследии культур (первый и второй авангард, футуризм и концептуализм). Вопросы культурологии. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: