Ситуация, сложившаяся на рынке труда Российской Федерации, характеризуется территориальной диспропорцией спроса и предложения и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью, а также территорий, испытывающих острую потребность в трудовых ресурсах. При этом диспропорция спроса и предложения в субъектах приводит к положению, при котором по отдельным профессиям в одном регионе может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в другом — переизбыток. В связи с этим в качестве механизма, используемого для стимулирования миграции трудовых ресурсов [1] в Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) внесены изменения в части повышения их мобильности (ст. 22.2, 22.3). Однако законодательное закрепление термина «мобильность трудовых ресурсов» отсутствует, что порождает различные подходы к его пониманию.
В самом общем смысле мобильный — это подвижный, способный к быстрому передвижению [2]. В контексте нашего вопроса И.В. Анюхина предлагает следующее толкование мобильности: «это повсеместное привлечение работников на временной основе для реализации инвестиционных проектов или в связи с расширением производства, это переводы работников для работы в другие регионы, где планируется расширить присутствие компании, для транснациональных корпораций — это международные перемещения работников в другие страны для развития деловой деятельности, осуществления контроля, передачи опыта локальным специалистам и т.д.» [3].
В качестве альтернативы этому определению К.Г. Шуйская дает понятие «трудовой миграции», под которой понимается перемещение трудоспособного населения в поисках лучших условий работы или жизни [4].
Здесь следует отметить, что в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной Указом Президента РФ от 13.06.2012 № Пр-1490, содержалось легальное понятие «трудовая миграция» — временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг). Исходя из приведенных определений под мобильностью трудовых ресурсов целесообразно понимать привлечение работников из одних регионов в другие с целью их дальнейшего трудоустройства для выполнения определенной трудовым договором трудовой функции.