По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.923

К вопросу о межгосударственном информационном взаимодействии таможенных органов стран — членов ЕАЭС

Бондаренко А. В. канд. экон. наук, кафедра менеджмента, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, 143007, Россия, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3, e-mail: a.bondarenko@odin.mgimo.ru
Евграфова О. В. канд. филос. наук, доцент, кафедра экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20, e-mail: dia7@bk.ru
Каменская А. А. студент 3-го курса, направление подготовки 38.03.01 «Экономика», экономический факультет, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20, e-mail: 79508617965@yandex.ru
Горбатко В. А. студент 3-го курса, направление подготовки 38.03.01 «Экономика», экономический факультет, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20, e-mail: nikagorbatko2016@gmail.com

Механизм межгосударственного информационного взаимодействия в рамках региональных интеграционных объединений и формирования межгосударственных органов управления необходим для проведения согласованной внешней политики государств, реализации полномочий и выполнения соглашений и договоренностей. Таможенным органам требуется информационное обеспечение их деятельности посредством информационных систем, поддерживающих электронный документооборот на межгосударственном уровне. Интеграционные процессы, происходящие на пространстве Евразийского экономического союза при осуществлении внешнеэкономической деятельности, актуализируют необходимость совершенствования таможенного администрирования, а одним из эффективных инструментов совершенствования таможенного и иных видов государственного контроля, возложенного на таможенные органы, является межгосударственное информационное взаимодействие для целей обмена информацией и документами между таможенными органами одних государств-членов и уполномоченными органами других государств членов. Межгосударственное информационное взаимодействие как одно из направлений, предусмотренных Стратегией развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, реализуется на основе использования Интегрированной информационной системы в рамках общего процесса Союза, которая представляет собой операции и процедуры, регламентированные международными договорами и актами, составляющими право Союза. В статье рассмотрена специфика использования электронных документов и обмена данными в рамках общих процессов интегрированной информационной системы в таможенной сфере, а также определен уровень их реализации.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 11.07.2022).

2. Реестр структур электронных документов и сведений [Электронный ресурс]. — URL: https://rseds.eaeunion.org/ru/#/ (дата обращения: 11.07.2022).

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.12.2017 № 190 «Об утверждении Положения о модели данных Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_287170/ (дата обращения: 18.07.2022).

4. Бондаренко, А. В., Евграфова, О. В. О некоторых аспектах реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. — 2022. — № 3. — С. 35–44.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Ст. 104 [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/5c49b9bb8929db2f583d07f088e a219ce5e2f7cb/ (дата обращения: 18.07.2022).

6. Электронное таможенное декларирование с использованием ИС «Астана-1» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zakon.kz/4983787-elektronnoetamozhennoe-deklarirovanie.html (дата обращения: 20.07.2022).

7. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 22 июля 2019 г. № 363 «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019–2023 годы и Плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gov.kg/ru/npa/s/2105 (дата обращения: 20.07.2022).

8. Спецификации интерфейса взаимодействия [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/techdoc/specinterfeis-tamved (дата обращения: 21.07.2022).

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Ст. 368 [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/37b770ff 79abd3b190b4dc64f261 0507a2217872/ (дата обращения: 24.07.2022).

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.04.2015 № 29 (ред. от 13.09.2021) «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. № 132» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178220/ (дата обращения: 28.07.2022).

1. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on May 29, 2014) (as amended on October 1, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on April 5, 2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (accessed: 11.07.2022).

2. Register of structures of electronic documents and information. Available at: https://rseds.eaeunion.org/ru/#/ (accessed: 11.07.2022).

3. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 26, 2017 No. 190 "On Approval of the Regulations on the Data Model of the Eurasian Economic Union". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_287170/ (accessed: 18.07.2022).

4. Bondarenko, A. V., Evgrafova, O. V. On some aspects of the implementation of the digital agenda of the Eurasian Economic Union. Customs regulation. Customs control. 2022, Nо. 3, pp. 35–44.

5. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29, 2019) (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Article 104. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2153 15/5c49b9bb8929db2f583d07f088ea219ce5e2f7cb/ (accessed: 18.07.2022).

6. Electronic customs declaration using IS "Astana-1". Available at: https://www. zakon.kz/4983787-elektronnoe-tamozhennoe-deklarirovanie.html (accessed: 20.07.2022).

7. Decree of the Government of the Kyrgyz Republic dated July 22, 2019 No. 363 "On Approval of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Kyrgyz Republic for 2019–2023 and the Action Plan for its Implementation". Available at: https://www.gov.kg/ru/npa/s/2105 (accessed: 20.07.2022).

8. Specifi cations of the interaction interface. Available at: https://customs.gov.ru/ techdoc/specinterfeis-tamved (accessed: 07.21.2022).

9. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29, 2019) (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Article 368. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_215315/37b770ff 79abd3b190b4dc64f2610507a2217872/ (accessed: 24.07.2022).

10. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated April 14, 2015 No. 29 (as amended on September 13, 2021) "On the list of general processes within the Eurasian Economic Union and amendments to the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated August 19, 2014 No. 132". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178220/ (accessed: 28.07.2022).

Основополагающие принципы информационного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (далее — Союз) определены в статье 23 и приложении № 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Межгосударственное информационное взаимодействие осуществляется по международным правилам, информационное взаимодействие в государствах — членах Союза — в соответствии с национальным законодательством.

С целью создания равных условий для трейдеров по представлению сведений уполномоченным органам, согласованного развития электронных форм взаимодействия между уполномоченными органами, трейдерами Евразийская экономическая комиссия определяет унифицированные в рамках Союза требования к электронному виду документов (электронным документам), к порядку направления и получения сообщений (запросов) в процессе взаимодействия либо рекомендует их к применению [1]. Описание и технические схемы структур электронных документов (сведений), определенных Комиссией, размещены в реестре структур электронных документов и сведений [2], общее количество которых составляет 137.

При определении унифицированных требований к электронным документам (сведениям), в том числе при описании структур документов и сведений, используемых в сообщениях общих процессов в рамках Союза, применяется модель данных Союза [3]. Спецификации объектов модели данных Союза содержат (при наличии) обозначения аналогов объектов международного стандарта (спецификации). В частности, проведены аналогии с Библиотекой ключевых компонентов СЕФАКТ ООН (UN/CEFACT Core Component Library).

Информационными системами таможенных органов реализуется возможность получения через интегрированную информационную систему межгосударственного взаимодействия юридически значимых документов и сведений из информационных ресурсов иных государственных контролирующих органов [4].

С 1 января 2018 г. таможенное декларирование в Союзе осуществляется в электронной форме [5], что выражается в представлении таможенному органу таможенной декларации в виде электронного документа. При этом, как правило, не требуется представления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

Для Цитирования:
Бондаренко А. В., Евграфова О. В., Каменская А. А., Горбатко В. А., К вопросу о межгосударственном информационном взаимодействии таможенных органов стран — членов ЕАЭС. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: