Согласно Лесному кодексу Российской Федерации под лесным фондом понимается природно‑хозяйственный объект федеральной собственности, лесных отношений, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством. К лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно‑кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, населенных пунктов, водного фонда и иных категорий [5].
Проведение государственного учета лесных участков обусловлено требованиями ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие лесного кодекса РФ». Государственный учет лесных участков осуществляется в случаях предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета. Образование лесных участков как объектов недвижимости в таких случаях происходит путем их проектирования и внесения сведений, содержащихся в проектной документации, в государственный лесной реестр.
Необходимость проведения государственного кадастрового учета в отношении лесных участков подтверждается требованиями ст. 72 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет [1]. Однако в применении закона «О кадастровой деятельности» к таким объектам недвижимости, как лесные участки, имеется определенная специфика, внесенная лесным законодательством. Так, начиная с января 2015 г. проведение кадастрового учета лесного участка обязательно, если он предоставляется гражданину или юридическому лицу в ряде случаев:
- безвозмездное срочное пользование;
- аренда;
- постоянное пользование;
- купля‑продажа лесных насаждений;
- переоформление аренды [3].
Инициатором проведения кадастрового учета могут выступать как государственные органы, так и частные лица, использующие соответствующие леса на установленных законодательством правах. Процедура постановки лесного участка на кадастровый учет аналогична правилам регистрации любых земель в кадастре недвижимости. Перед обращением в орган кадастрового учета обязательно определяют границы образуемого лесного участка по материалам межевания, лесоустроительной или землеустроительной документации. Единственное отличие заключается в том, что согласование его границ выполняется без их установления на местности и учета мнения заинтересованных лиц.