Статья поступила 26.06.2021 г.
Разработка Министерством культуры Российской Федерации и экспертное обсуждение концепции нового федерального закона о культуре, в целом дискуссия относительно направлений дальнейшего развития российской государственной политики в области культуры на фоне обострения цивилизационно-культурных противостояний в мире (не только с русской культурой, но и, к примеру, между франкофонной и англо-американской, между иберийской и англо-американской) — всё это определяет необходимость уточнения линейки теоретических вопросов содержания, направленности, особенностей и пределов государственного управления в области культуры.
Вопросы государственного управления культурой (в сфере культуры) являются одними из сложнейших в общей теории публичного управления.
Высказывание исполнителя Сергея Шнурова в марте 2019 г. о ненужности министра культуры России Мединского и всего его министерства, при всей эпатажности этого заявления, в действительности, актуализирует очень серьёзные вопросы.
Ведь сегодня и самые ультра-либералы, и самые ультра-консерваторы и множество групп между ними откровенно не понимают ни принципов, ни приоритетов, ни сути современной реальной российской государственной политики и государственного управления в сфере культуры. А самое печальное — что, судя по всему, в этом не отдают себе отчёт и сами высшие руководители Министерства культуры Российской Федерации все последние 30 лет (если только не рассматривать их как «иноагентов»). Сводить же эту политику только к «распиливанию» бюджетных средств на культуру было бы опрометчиво и слишком упрощённо. Да и это делается из рук вон плохо, вспомним хотя бы систематически публикуемую подробнейшую информацию о явных и ничем не обоснованных огромнейших диспропорциях в размерах зарплат руководителей учреждений культуры (за редким исключением заслуженности для действительно звезд мировой культуры) и органов управления культурой1, с одной стороны, и основной массы работников этих организаций, с другой; у последних просто — ничтожные ставки, совершенно унизительные и недостойные работника сферы культуры (особенно это гипертрофированно ненормально на фоне 1 млрд. рублей, полученных Кириллом Серебренниковым из федерального и московского госбюджетов только за 2–3 года к 2017 г. на его сомнительные экзерсисы2).