Присутствие кремния в питьевой воде обусловлено как природным фактором, так и техногенным, т. е. по источнику поступления в воду кремний является веществом двойного генеза.
За счет природного фактора в подземных водах концентрация кремния колеблется в широких пределах от 2,0 до 50,0 мг/л [1].
Кремний отнесен к «условно» эссенциальным элементам [2]. К соответствующей группе относятся элементы, необходимые для нормального функционирования организма. В то же время их недостаток или избыток не проявляется в виде характерных патологических синдромов. В имеющихся публикациях показано, что кремний принимает участие в формировании соединительной ткани [3].
Кремний не фигурирует в качестве элемента, влияющего на возникновение мочекаменной болезни и других патологий [4], а в качестве недействующей дозы при пероральном поступлении растворимых силикатов считается доза 159 мг/кг массы тела [5]. Величина установлена на основании хронического эксперимента на теплокровных животных и рассматривается в качестве NOAEL.
Целью настоящей работы стало обоснование подходов к гигиеническому нормированию кремния в питьевой воде.
Для достижения поставленной цели были проанализированы данные нормативно-правовых актов, действующих в Российской Федерации, а также данные научной литературы, посвященные вопросу нормирования содержания кремния в питьевой воде.
На долю водного кремния приходится не более 20 % от суммарно поступающего с водой и пищей [6, 7]. Следовательно, недействующей расчетной дозой за счет водного фактора следует считать дозу 31,8 мг/кг. В качестве безопасной дозы для биологических добавок, содержащих кремний, утверждена доза 12 мг/кг массы тела [8].
Согласно п. 1.3 ГН 2.1.5.1315–03 [9] органы, обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор, предъявляют одинаковые требования к качеству воды источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (поверхностного или подземного) независимо от генеза минерального компонента, присутствующего в воде.