По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

К вопросу о фундаментальном университетском образовании

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т. 20. — С. 607, Т. 47. — С. 556.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. / Г. Маркузе. — Изд. АСТ, Ермак. 2003. — С. 336.

3. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. / Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. — 1989. — С. 200.

4. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Успехи современной биологии. Т. XVIII. Вып. 2. — 1944.

5. Kinelev V. Education and Civiluzation. Report on the Plenary meeting of Second International Congress Education and Informatics / V. Kinelev. — UNESCO IIEP. 1997. Vol. XXVI I, № 3. Geneva. — C. 243–266.

6. Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное университетское образование». / Высшее образование в России. — 1994. — № 12. — С. 3–6.

7. World Declaration on Higher Education for the Twenty-first Century. Paris. UNESCO Publishing. — 1998. — C. 21.

8. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. — 1989. — № 8. — С. 52–66.

9. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 743.

10. Кинелев В.Г. Многоуровневая система как основа инновационных процессов в высшем образовании и профессиональном самоопределении. / В.Г. Кинелев // Ректор вуза. — 2022. — № 11. — С. 10–19.

11. Кинелев В.Г. Объективная необходимость / В.Г. Кинелев. — М.: Республика, 1995. — С. 295.

12. Раушенбах Б.В. Вопросы философии / Б.В. Раушенбах. — 1989. — № 4. — С. 110–113.

13. Шрейдер Ю.А. От Колумба до Ньютона / Ю.А. Шрейдер. — М.: Знание — сила. — 1983. — № 4/83. — C. 26–28.

14. Баумгартен А. Эстетика. Антология. «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли», Т. 2 / пер. В. Зубова. — М.: Изд. Академия художеств СССР. — 1962. — С. 452–465.

15. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. — М.: ЭКСМО, сер. «Всемирная литература». — 2015. — С. 160.

16. Барболин М.П. Единство естественно-научного и гуманитарного знания / М.П. Барболин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия «Философия». — Т. 2. — 2010. — № 2. — С. 150–157.

17. Ровкин В.И. Естествознание для гуманитариев / В.И. Ровкин. — Из-во Омского ГГУ. — 1995. — С. 20.

18. Добрускин М.Е. Единство научного знания — закономерности развития науки. Философия и общество / М.Е. Добрускин. — 2003. — № 2(31). — С. 63–83.

19. Образование и Информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. ИИТО ЮНЕСКО. — С. 597.

20. Мунен Дж. В Россию с любовью. / Дж. Мунен // Международное сотрудничество. — 1996. — № 2. — С. 11.

21. Садовничий В.А. Балы и реформы. Выступление на Общем собрании РАН 17–18 мая 2005 г. / В.А. Садовничий // Платное образование. — 2005. — № 10 (36). — С. 30–31.

22. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данидевский. — СПб.: Глаголъ. — 1995. — С. 513.

23. Лихачев Д.С. Интеллигентом притвориться нельзя. / Д.С. Лихачев // Невское время, май. — 2006.

24. Ленин В.И. Об отношении к буржуазным партиям. Полное собрание сочинений, издание 5, том 15. — www. https: // uaio.ru [ vil/15.htm ].

25. Кинелев В.Г. Образование, общество, государство: ожидания и свершения / В.Г. Кинелев // Ректор вуза. — 2023. — № 4. — С. 17–34.

26. Достоевский Ф.М. Самое последнее слово цивилизации. Дневник писателя 1876 г., июль – август, гл. IV. — Изд. АСТ, 2022. — С. 544.

Владимир Георгиевич Кинелёв

Академик Российской академии образования, доктор технических наук, профессор. 1993–1998 гг. — председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию, министр общего и профессионального образования РФ, заместитель председателя Правительства РФ — 1996 г. 1998—2008 гг. — директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

«Мир — это единство многообразий знаний, объединенных одной идеей».

(И. Кант)

Вопрос о том, каким должно быть университетское образование, возник одновременно с появлением первых университетов и на каждом этапе развития университетской системы он решался по-разному в зависимости от тех задач, которые ставили перед университетами человек, общество, государство и время.

Первый этап существования университетского образования приходится на эпоху средневековья, когда появление университетов в Европе было вызвано потребностями общества в сохранении, разумном отборе и упорядочении накопившихся к тому времени знаний, а также передаче их от одного поколения к другому. В связи с этим возникла необходимость в подготовке людей, способных выполнить такую работу, и собирании их преимущественно в одном месте — университете. Нельзя не отметить, что создатели первых университетов бесспорно обладали пониманием того, что сохранение и накопление знаний должно опираться на восприятие целостной картины мира, трактовавшейся в тот период как результат единого акта Божественного творения.

Именно такому подходу к формированию университетского образования во многом способствовало то обстоятельство, что Европа того времени по существу представляла единое образовательное пространство, обусловленное общностью религии и использованием латинского языка для преподавания, где основу составляли передача содержания Библии, сочинений отцов церкви и признанных ею философов.

Для Цитирования:
В.Г. Кинелёв, К вопросу о фундаментальном университетском образовании. Ректор ВУЗа. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: