Правительством Российской Федерации определен приоритет обеспечения качества и доступности медицинской помощи всем гражданам страны, независимо от их социального статуса и места проживания, что особенно актуально для жителей сельской местности [1, 2, 5].
В связи с этим, медицинскую помощь сельчане должны получать по Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи (далее — Программа государственных гарантий), в части Базовой программы ОМС1 , в таком же объеме и такого же качества, как городские жители:
первичную медико-санитарную помощь, оказываемую амбулаторно, максимально приближенную к пациенту,
высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь, оказываемую в стационарных условиях (по профилю).
В рамках «жестких» федеральных нормативов Программы государственных гарантий, средства ОМС должны расходоваться эффективно, а процесс расходования — детально контролироваться, что отражено в протокольном поручении Губернатора Рязанской области от 21.02.2014 № ПП-4.
Наиболее актуальной, в части оптимизации финансовых потоков и обеспечения эффективности расходования средств, является ресурсоемкая специализированная медицинская помощь, оказываемая стационарно.
Выполняя протокольное поручение Губернатора Рязанской области, параллельно с традиционной экспертной работой и оценкой качества оказываемой жителям региона медицинской помощи, ТФОМС Рязанской области проведены тематические проверки в 29 больницах и диспансерах, имеющих стационары с круглосуточным пребыванием больных — всего 33 проверки за 5 месяцев. Некоторые больницы проверялись повторно [3].
В рамках вневедомственного контроля проверялось качество и условия оказания специализированной медицинской помощи на селе, особенно — в вечернее время. В ходе проверок было установлено отсутствие до 40,0% больных в палатах некоторых участковых и центральных районных больниц (далее — ЦРБ) (рис. 1).