На сегодняшний день системы помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) стали неотъемлемой частью функционала любого современного автомобиля. При этом одной из значимых подсистем ADAS является система так называемого электронного горизонта — Electronic Horizon (известная так же, как eHorizon, ADAS Horizon), работа которой заключается в вычислении наиболее вероятного маршрута движения и передаче от навигационной системы данных о текущем положении автомобиля и предстоящих дорожных условиях на данном маршруте. В этих данных содержится информация об уклонах дороги, кривизне поворотов, скоростных ограничениях, типе дороги, наличии мостов, перекрестков и т. д. Данная упреждающая информация передается по CAN-шине (Controller Area Network) в соответствии со стандартизированным протоколом передачи данных ADASIS V.2 (Advanced Driver Assistance Systems Interface Specifi cations) и может быть использована различными электронными блоками автомобиля для оптимизации стратегии переключений передач и повышения безопасности вождения [1, 2, 14–16].
Применение системы eHorizon на легковых автомобилях в первую очередь обусловлено повышением комфорта и безопасности вождения, в то время как на грузовом коммерческом транспорте — повышением топливной экономичности [3, 4]. В среднем использование данных от eHorizon на большегрузных автомобилях позволяет сократить расход топлива на 2–3 % [1]. На текущий момент подавляющее большинство европейских производителей коммерческого грузового автотранспорта опционально или по умолчанию оснащают свои автомобили системами упреждения, работающими в паре с eHorizon. Среди них можно выделить такие, как Predictive Cruise Control компании DAF Trucks NV, Effi cient Cruise c системой PredictiveDrive компании MAN SE, Predictive Powertrain Control компании Daimler Truck Holding AG, PreVision GPS компании ZF Friedrichshafen AG и др. [5]. Функционал данных систем в некоторой степени схож, поэтому далее в качестве примера подробнее остановимся на принципах работы PreVision GPS.