По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.331 DOI:10.33920/sel-10-2510-02

К вопросу эффективности упреждающих переключений передач на большегрузных автомобилях

Алендеев Е. М. канд. техн. наук, ведущ. инженер-конструктор, ГНЦ РФ ФГУП НАМИ, г. Москва, Е-mail: evg9702@gmail.com

В статье приведено моделирование работы алгоритма упреждающего переключения передач, функционирующего на основе информации от системы eHorizon. Результаты моделирования показали, что применение упреждающих переключений на большегрузных автомобилях с автоматическими коробками передач, переключающимися без разрыва потока мощности, не приводит к значительному увеличению средней скорости движения на подъемах по сравнению с базовыми картами переключений, но сопровождается повышенным расходом топлива.

Литература:

1. Banerjee A., Würthner M., Tudosie C. Prevision GPS — The Anticipatory Gearshift Strategy for the Traxon Transmission System // ATZ Worldwide. — 2013. — Vol. 115. — Pp. 20–23. — DOI: 10.1007/s38311-013-0069-8.

2. Problems and Prospects of Agricultural Tractors with Hybrid and Electric Drivetrain Creating / O. N. Didmanidze, E. P. Parlyuk, R. S. Fedotkin et al. // Intelligent Technologies and Electronic Devices in Vehicle and Road Transport Complex (TIRVED), Moscow, 10–11 ноября 2022 г. — Moscow: IEEE, 2022. — P. 22336029. DOI: 10.1109/ TIRVED56496.2022.9965504.

3. Совершенствование системы навигации автотранспорта с использованием it / Д. А. Москвичев, Н. Н. Пуляев, Р. Н. Егоров и др. // Чтения академика В. Н. Болтинского: сборник статей, Москва, 22–23 января 2025 г. — М.: Сам Полиграфист, 2025. — С. 239–242.

4. Parameters of the electric drive of a cargo electric vehicle for breeding and seed production / A. S. Dorokhov, R. S. Fedotkin, V. A. Kryuchkov, K. Dmitriev // International Conference on Remote Sensing of the Earth: Geoinformatics, Cartography, Ecology, and Agriculture (RSE 2022): conference proceedings, Dushanbe, 19–21 апреля 2022 г. — Dushanbe: SPIE, 2022. — Vol. 12296. — P. 122960. DOI: 10.1117/12.2642925.

5. Varnhagen D. Electronic Horizon: A Map as a Sensor and Predictive Control // SAE Technical Paper 2017-011945. — 2017. DOI: 10.4271/2017-011945.

6. Проблемы и перспективы создания отечественного универсального гусеничного трактора / А. С. Дорохов, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков, Е. В. Овчинников // Инновации в сельском хозяйстве. — 2018. — № 1 (26). — С. 280–288.

7. Федоткина Д. С. Особенности применения беспилотного транспортного средства в логистике сельскохозяйственного производства / Д. С. Федоткина // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей научно-практической конференции, посвященной 90-летию Шарова Николая Михайловича, Москва, 23–24 октября 2024 г. — М.: Сам Полиграфист, 2024. — С. 418-424.

8. Modeling of the curvilinear motion of a vehicle with all steer wheels / O. Didmanidze, A. Lavrov, R. Fedotkin et al. // E3S Web of Conferences. — 2024. — Vol. 583. — P. 05013. DOI: 10.1051/e3sconf/202458305013.

9. Методика определения рациональных конструкционных параметров четырехвальных несоосных преселекторных коробок передач сельскохозяйственных тракторов / В. М. Шарипов, Б. Н. Нюнин, В. А. Крючков и др. // Тракторы и сельхозмашины. — 2016. — № 10. — С. 13–18.

10. Кравец В. Н. Теория автомобиля. — НН: НГТУ, 2013. — 413 с.

11. ADASIS v2 Protocol [Электронный ресурс]. — URL: https:// adasis.org/wp-content/uploads/ sites/10/2024/08/200v2.0.4-D2.2ADASIS_v2_Specifi cation.0.pdf.

12. Проект цифровой системы для диагностирования ресурсоопределяющих узлов коробок перемены передач с гидравлическим управлением мобильных энергетических средств / А. С. Дорохов, М. Н. Костомахин, Н. А. Петрищев и др. // Технический сервис машин. — 2019. — № 4 (137). — С. 83–95. EDN NQQDFS.

13. Дунаев А.В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации государственной программы развития сельского хозяйства: Сборник научных докладов Международной научнотехнической конференции, Москва, 15–16 сентября 2015 г. — М.: Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства, 2015. — Ч. 2. — С. 73–75. EDN URJFFD.

14. Совин К. Г. Взаимодействие ДВС, КПП и ходовой части посредством обмена цифровыми данными в основном канале на примере трактора JOHN DEERE 7830 / К. Г. Совин, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 10. — С. 57–66. EDN YNHUJF.

15. Pokładowe mierniki-wskaźniki do monitorowania stanu technicznego ciągników energochłonnych / N. M. Kostomakhin, V. I. Tseiko, M. N. Kostomakhin et al. // Проблемы интенсификации животноводства с учетом охраны окружающей среды и производства альтернативных источников энергии, в том числе биогаза / Под науч. ред. Вацлава Романюка. — Варшава: Технолого-природоведческий институт, национальный исследовательский институт, 2021. — Vol. XXVII. — P. 71–82. EDN RRHYSN.

16. System for Remote Monitoring of Tractors and Detection of Their Incorrect Operation / M. N. Kostomakhin, Y. V. Kataev, N. A. Petrishchev et al. // Russian Engineering Research. — 2022. — Vol. 42. — No. 4. — P. 360–364. DOI: 10.3103/S1068798X22040189. EDN AUYDEL.

17. Костомахин М.Н. Мониторинг состояния сельскохозяйственной техники с использованием систем спутниковой навигации / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Агротехника и энергообеспечение. — 2014. — № 1 (1). — С. 261–265. EDN PIHSYP.

На сегодняшний день системы помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) стали неотъемлемой частью функционала любого современного автомобиля. При этом одной из значимых подсистем ADAS является система так называемого электронного горизонта — Electronic Horizon (известная так же, как eHorizon, ADAS Horizon), работа которой заключается в вычислении наиболее вероятного маршрута движения и передаче от навигационной системы данных о текущем положении автомобиля и предстоящих дорожных условиях на данном маршруте. В этих данных содержится информация об уклонах дороги, кривизне поворотов, скоростных ограничениях, типе дороги, наличии мостов, перекрестков и т. д. Данная упреждающая информация передается по CAN-шине (Controller Area Network) в соответствии со стандартизированным протоколом передачи данных ADASIS V.2 (Advanced Driver Assistance Systems Interface Specifi cations) и может быть использована различными электронными блоками автомобиля для оптимизации стратегии переключений передач и повышения безопасности вождения [1, 2, 14–16].

Применение системы eHorizon на легковых автомобилях в первую очередь обусловлено повышением комфорта и безопасности вождения, в то время как на грузовом коммерческом транспорте — повышением топливной экономичности [3, 4]. В среднем использование данных от eHorizon на большегрузных автомобилях позволяет сократить расход топлива на 2–3 % [1]. На текущий момент подавляющее большинство европейских производителей коммерческого грузового автотранспорта опционально или по умолчанию оснащают свои автомобили системами упреждения, работающими в паре с eHorizon. Среди них можно выделить такие, как Predictive Cruise Control компании DAF Trucks NV, Effi cient Cruise c системой PredictiveDrive компании MAN SE, Predictive Powertrain Control компании Daimler Truck Holding AG, PreVision GPS компании ZF Friedrichshafen AG и др. [5]. Функционал данных систем в некоторой степени схож, поэтому далее в качестве примера подробнее остановимся на принципах работы PreVision GPS.

Для Цитирования:
Алендеев Е. М., К вопросу эффективности упреждающих переключений передач на большегрузных автомобилях. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: