По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.023.24

К вопросу эффективности противоскользящего профиля

М. В. Харлов канд. воен. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: maxha@mail.ru

Среди причин травматизма на транспорте не редко встречается поскальзывание человека и на несущих контактных поверхностях. Существующая научная литература дает некоторое представление о факторах, влияющих на трибоконтакт с макронеровностями поверхностей. Это и послужило основой для описания в статье факторного влияния на противоскользящую эффективность рифленого профиля. Для этой цели были определены два показателя учитывающие влияние формы и числа неровностей профиля.

Литература:

1. Амелёхин Л. А. Что учесть при покупке алюминиевого листа: виды материала, цены и поставщики // Газета «Комсомольская правда»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/aljuminievyi-list.html. (дата обращения: 04.02.2023).

2. Бартеньев Г. М., Лаврентьев В. В. Трение и износ полимеров / Г. М. Бартеньев, В. В. Лаврентьев. — Л.: «Химия», 1972. — 240 с.

3. Бродский Г. И., Евстратов В. Ф., Сахновский Н. Л. и др. Истирание резин / Г. И. Бродский, В. Ф. Евстратов, Н. Л. Сахновский, Л. Д. Слюдиков. — М.: «Химия», 1975. — 240 с.

4. Буранов И. Пассажиры падают в автобусах // Газета «Коммерсантъ»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3727014. (дата обращения: 04.02.2023).

5. ГОСТ 270-75. Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении. — Москва: Стандартинформ, 2008. — 10 с.

6. ГОСТ 8568-77. Листы стальные с ромбическим и чечевичным рифлением. Технические условия. — М.: ИНК Издательство Стандартов, 2004. — 10 с.

7. Демкин Н. Б., Рыжков Э. В. Качество поверхностей и контакт деталей машин / Н. Б. Демкин, Э. В. Рыжков. — М.: Машиностроение, 1981. — 244 с.

8. Евтюков С. А. Влияние факторов на сцепные качества покрытий автомобильных дорог // Современные проблемы науки и образования, № 3, 2012»: [Электронный ресурс]. — https://science-education.ru/pdf/2012/3/29.pdf. (дата обращения: 04.02.2023).

9. Иванова О. Топ 10 травм на рабочих местах по версии мирового страховщика Liberty Mutual // Информационный портал «Охрана труда в России»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ohranatruda.ru/news/898/155208. (дата обращения: 04.02.2023).

10. Кочетков А. В., Ермаков М. Л., Шестопалов А. А. и др. Коэффициент сцепления: новая старая реальность // Поволжский учебно-исследовательский центр «Волгодортранс»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.volgodortrans.ru/articles/11.pdf. (дата обращения: 04.02.2023).

11. Левин Ю. С. Исследование влияния конструкции шины на сцепление с мокрой дорогой: дисс. канд. техн. наук. — М., 1971. — 178 с.

12. Рейн Рейсберг, Эрки Тийвас, Эндель Лаурик Поскальзывание и спотыкание. Как предотвратить несчастные случаи? / Рейн Рейсберг, Эрки Тийвас, Эндель Лаурик. — 4-е изд. доп. — М.: Инспекция труда, 2016. — 36 с.

13. Пилюшина Г. А., Звонников П. В. Влияние условий эксплуатации автомобильных шин на коэффициент сцепления // Новые материалы и технологии в машиностроении: сб. науч. тр., Вып. 21,2015 — Брянск: Изд-во БГИТА, 2015. — С. 83-86.

14. Федотов А. И., Марков А. С., Яньков О. С. и др. Влияние износа рисунка протектора беговой дорожки шины на характеристики ее сцепления с опорной поверхностью // Вестник ИрГТУ, Том 21, № 11, 2017: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journals. istu.edu/vestnik_irgtu/journals/2017/11/articles/21?view=1. (дата обращения: 04.02.2023).

15. Харлов М. В. Методические основы оценки противоскользящих свойств несущих контактных поверхностей траволаторов // Грузовик, № 5, 2020 — М.: ООО «Издательство «Инновационное машиностроение», 2020 — С. 38-43.

16. Харина В. А. Исследование фрикционных свойств ходовой поверхности подошв и повышение антискользящих характеристик обуви: дисс. канд. техн. наук. — Новосибирск, 2022. — 127 с.

Одной из основных причин травматизма людей при их взаимодействии с техническими объектами является их поскальзывание на несущих контактных поверхностях[4, 9, 12, 15]. Во многом это связано с их неудовлетворительными противоскользящими свойствами. Для решения данной проблемы уже существует целая гамма технических решений. К таким решениям, в том числе, отнесено применение листов металла со специальным рифлением.

Следует сказать, что рифленые поверхности листов металла отличает высокая относительная прочность и износостойкость, что обуславливает их массовое применение в качестве несущих контактных поверхностей машин [1, 15]. Однако, как показывает практика, их противоскользящие свойства не всегда обеспечивают требуемых уровень безопасности [15].

Отечественной промышленностью выпускается два вида профиля по ГОСТ 8568-77 с ромбическим и чечевичным рифлением (см. рисунок) [6]. Выпускаются также разновидности чечевичного рифления: «дуэт», «квартет» и «квинтет» и другие. Всех их объединяет наличие выступающего над поверхностью листа разнонаправленного профиля определенного сечения. Безусловно, это положительно влияет на противоскользящие свойства такой поверхности и практика это подтверждает. Но величина такого влияния пока не известна, поэтому нельзя установить противоскользящую эффективность профиля для конкретных практических целей.

Анализ доступной научной литературы показал, что тема оценки противоскользящего эффекта профиля прямо не рассматривалась. Однако связанные с этой предметной областью вопросы затрагивались. Так в работе Хариной В. А. [16] был изучен вопрос взаимодействия ходовых поверхностей подошв обуви с опорной поверхностью в разных условиях. В ходе исследования автором экспериментально было установлено влияние параметров неровностей рельефа на такую его важную фрикционную характеристику как коэффициент трения скольжения. В частности было доказано, что на этот коэффициент оказывает влияние количество неровностей и их размер. Но рассмотренный в работе эталонный профиль опорной поверхности в виде набора стальных полусфер, размещенных на пластине из политетрафторэтилена, на наш взгляд, достаточно ограниченно представляет все многообразие существующих опорных профилей. Поэтому использование зависимостей, представленных в данной работе, для наших целей может иметь существенные погрешности.

Для Цитирования:
М. В. Харлов, К вопросу эффективности противоскользящего профиля. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: