Важнейшим и действенным инструментом (направлением) модернизации любых из известных систем управления в современном мире является их цифровизация. Не будет исключением и цифровизация управления в аграрной сфере на всех уровнях — от государственного до субъекта малого агробизнеса. Дальнейшая цифровая трансформация управления в отечественном АПК представляет собой более высокий уровень цифровой интеграции, который затрагивает сложнейшие организационные изменения в государственных структурах и агробизнесе. Итоги реализации этих задач цифровой трансформации управления и в целом последовательной разумной цифровизации АПК способны кардинально повлиять на рост урожайности сельхозкультур, продуктивности сельскохозяйственных животных, прибыли в аграрном бизнесе, на серьезное сокращение объемов неэффективного рутинного и ручного труда, значительное увеличение конкурентоспособности производимой продукции и позволит в целом сельскохозяйственной отрасли выйти на современные мировые технологические рубежи. В итоге все это даст возможность получения дополнительного дохода сельхозпредприятиям, который суммарно может многократно превысить всю существующую на данный момент госсподдержку отечественного АПК и значительно повлиять на повышение гарантированного обеспечения продовольственной безопасности страны.
Обратимся к мировому опыту современной трансформации системы управления в сельском хозяйстве, в частности к опыту Северной Америки, Западной Европы и Российской Федерации. Так, в США Министерство сельского хозяйства (USDA) играет первостепенную роль на уровне федерального органа, который является основным проводником государственной аграрной политики на всех уровнях управления в сельском хозяйстве страны, а также в координации интересов сельхозтоваропроизводителей (фермеров) и других субъектов агробизнеса, и при этом неотъемлемо учитываются интересы конечных потребителей сельхозпродукции и иных разнообразных услуг агросферы с общегосударственными интересами. Немалая роль в сфере реализации взаимных интересов всех участников данного процесса лежит на государственно-частном партнерстве [Public-Private Partnerships (PPPs)], что при кумуляции усилий и научнотехнического потенциала частного и государственного секторов экономики в тесном сотрудничестве дает в итоге огромный синергический эффект в развитии. Касательно глобальных процессов, происходящих в мировом сельском хозяйстве, ну и, конечно же, в аграрном секторе США, многие авторитетные мировые эксперты сегодня определяются и сводятся к единому понятию, которое получило обобщенное название «Сельское хозяйство 4.0» (Farming 4.0 или Agriculture 4.0). Так, Европейская ассоциация сельскохозяйственного машиностроения (European agricultural machinery industry association), или сокращенно СЕМА, детально определяя сущность всей концепции «Сельское хозяйство 4.0», на данный момент выделяет в ней два основополагающих тренда (направления) дальнейшего развития [1–4]: