Представления о характере изменения костной ткани при хронической фтористой интоксикации (ХФИ) остаются дискутабельными [3].
Трактовка остеопороза как одного из кардинальных состояний при ХФИ, восходящая к самым истокам её изучения, в последующем была подкреплена работами А.П. Авцына и А.А. Жаворонкова по экспериментальной ХФИ, информацией об остеопатическом действии фторсодержащих медикаментов и даже лечебных доз фторидов, а также результатами костных биопсий у мужчин, подвергавшихся хроническому воздействию фторидов [1]. Остеопороз как форма проявления ХФИ включался в перечень профессиональных заболеваний приказа № 90 от 14 марта 1996 г. [3].
Однако большинство центров проф патологии придерживаются представлений только об остеосклеротической сущности ХФИ, проявляющейся преимущественно в трубчатых костях, не рассматривая остеопороз в костях таза и уж тем более в аксиальном скелете. При ультразвуковой диагностике костной ткани в исследованиях ФБУН «Екатеринбургский МНЦ ПОЗРПП» случаев убыли костной ткани у работников алюминиевого производства не было выявлено. ХФИ как причина остеопении и остеопороза ни в одном из руководств по терапии и эндокринологии фактором риска их развития не рассматривается. Публикаций на основании данных современных методов обследования, опровергающих представления об остеопении и остеопорозе, как одной из кардинальных составляющих ХФИ, мы не встретили.
Целью исследования было сравнительное изучение минеральной плотности костной ткани (МПКТ) грудных и поясничных позвонков, трубчатых костей конечностей современными и рутинными методами исследования у мужчин, подвергающихся хроническому воздействию фтора.
Материалом для сообщения явились данные, полученные при консультативном приёме мужчин, подвергающихся хроническому воздействию фтора в возрасте ≤ 60 лет из их медицинских карт амбулаторного больного общей сети, данных периодических медицинских осмотров, копий трудовых книжек, аттестаций рабочих мест, выписок обследований в Новокузнецком городском центре профпатологии или в клинике Новокузнецкого НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАН (НИИ КПГПЗ СО РАН), оригиналов данных инструментальных методов количественного определения МПКТ – количественной компьютерной томографии Тh12-L2 (ККТ-денситометрия; Siemens Somatom Sensation 40-срезовый; Германия, 2006 г.); двухэнергетической рентгеновской костной абсорбциометрии (DXA-денситометрия; серия Discovery, модель W (S/N86961), CШA, Hologic, 2012 г.); мо но энергетической рентгеновской абсорбциометриии на ОSTEOMETER DTX-200 (США, 2002 г.; DТХ-200-денситометрия); Rg-графии костей предплечий и голеней с алюминиевым (АL) клином-эталоном с фотоденситометрическим преобразованием показателей плотностей середины диафиза лучевой кости (СДЛК), дистального метафиза лучевой кости (ДМЛК) и проксимального метафиза большеберцовой кости (ПМББК) в высоту ступеньки этого клина.