По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.132, 08.00.05, 08.00.10

К проблеме внедрения комплексных систем управления рисками в муниципальных контрольно-счетных органах

Перов Виталий Иванович д-р экон. наук, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: Perov.VI@rea.ru iD 0000–0001–7297–8540
Хачатурян Михаил Владимирович канд. экон. наук, доцент, доцент Департамента менеджмента и инноваций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 125993, Москва, ГСП-3, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: mvkhachaturyan@fa.ru iD 0000–0001–9320–2901

Одним из результатов экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, явилось осознание необходимости совершенствования систем управления рисками и контроля как на российских предприятиях, так и в муниципальных контрольно-счетных органах. Важным аспектом совершенствования, по мнению авторов, может явиться комплексный подход к формированию систем управления рисками, которые в зарубежной управленческой науке и практике получили широкое распространение. Целью данной статьи является описание и анализ особенностей внедрения инновационных подходов по формированию комплексных систем управления рисками в муниципальных контрольно-счетных органах. По результатам исследования был подтвержден аргумент о том, что если внедрение комплексных систем управления рисками не станет обязательным условием формирования механизмов муниципального финансового контроля, то они не находят широкого применения в муниципальных контрольно-счетных органах.

Литература:

1. Brenner H., de Haan I. SAINT, Tool to Assess the Integrity of Public Sector Organisations, International Journal of Government and Auditing, April 2008, p. 16–21 (available on: http://www.into-saijournal.org/pdf/2008_staats_award_articles.pdf; the article is available also on http://www.intosaijournal.org/technicalarticles/technicala-pr2008b.html).

2. Кличева Е.В., Перов В.И. Роль органов внешнего муниципального контроля местного самоуправления в процессе внедрения и развития системы проектной деятельности в муниципальных образованиях / В сб.: Современные инновационные технологии в экономике, науке, образовании. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 482–487.

3. Mills May A. Causes of corruption in public sector institutions and its impact on development: turning what we know (article prepared in the scope of Expert Group Meeting on ‘Preventing Corruption in Public Administration: Citizen Engagement for Improved Transparency and Accountability’ United Nations, New York, 2012), available on: http:// un-pan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un-dpadm/unpan049589.pdf.

4. Перов В.И., Кличева Е.В. Приоритетные направления развития муниципальных контрольно-счетных органов на 2019 год / В сб.: Траектории развития. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 103–108.

5. Popa L.P. Prevention and the fight against corruption in Moldova (article prepared in the scope of 15th UNAFEI UNCAC Training Programme (2012), published in Participants’ papers, p. 137–145), available on http://www.unafei.or.jp/eng-lish/pdf/RS_No89/No89_ PA_Popa.pdf.

6. Campos E.J., Pradhan S. The Many Faces of Corruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level, The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Washington 2007 (the book is available on http://elibrary.world-bank.org/doi/ book/10.1596/978-0-8213-6725-4).

7. Перов В.И., Кличева Е.В., Гольцова Л.И. Анализ практики муниципальных контрольно-счетных органов по возбуждению дел об административных правонарушениях / В сб.: Инновации: перспективы, проблемы, достижения. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 13–18.

8. Перов В.И., Кличева Е.В. Практика по контролю расходов бюджета муниципального образования на содержание и благоустройство дворовых территорий / В сб.: Экономически эффективные и экологически чистые инновационные технологии. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 51–58.

Термин «управление рисками» в современных условиях все активнее используется не только применительно к анализу деятельности коммерческих организаций, но и в сфере муниципального финансового контроля. Обеспечение безопасности личности, региона, страны, борьба со стихийными бедствиями, поддержание непрерывности функционирования бизнеса, страхование, внутренний аудит и даже соблюдение требований — все эти понятия и в теории, и на практике тесно связаны с понятием «управление рисками». Однако в контексте настоящего исследования под этим термином авторы будут понимать целенаправленное сосредоточение внимания муниципальных контрольно-счетных органов на выявлении, анализе, оценке как рисков, так и возможностей, возникающих в процессе их повседневной деятельности.

Одной из особенностей формирования нового качества функционирования муниципальных контрольно-счетных органов в России в современных условиях становится внедрение идей и методов корпоративного управления для выполнения различных управленческих функций. Несмотря на то что это явление является инновационным для России, в зарубежной управленческой науке и практике оно известно с середины 1960-х годов и получило название «новое муниципальное управление». Следует отметить, что оно радикально обновило теорию и практику муниципального управления во всем западном мире, продвигая такие идеи, как маркетизация, изучение проблем потребительского выбора и менеджериализм [1]. Важно также подчеркнуть, что, в отличие от России, в современной зарубежной практике муниципального финансового контроля данное явление утратило былое значение, однако многие из его принципов сохраняются в указанных системах, а также находят отражение в программах муниципальных реформ [2].

Ключевым процессом развития нового муниципального управления в России становится внедрение бизнес-моделей корпоративного управления и ИТ-технологий в практику муниципальных контрольно-счетных органов, особенности которого будут рассмотрены в данной статье с акцентом на изучение проблем внедрения комплексных моделей управления рисками в местном самоуправлении.

Для Цитирования:
Перов Виталий Иванович, Хачатурян Михаил Владимирович, К проблеме внедрения комплексных систем управления рисками в муниципальных контрольно-счетных органах. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: