По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.168

К проблеме плагиата в журналистике

Столярова Наталья Юрьевна доцент кафедры журналистики АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: okokhanaya@mosgu.ru
Селянина Диана Владимировна студентка III курса кафедры журналистики АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: okokhanaya@mosgu.ru

В статье рассматривается феномен плагиата как процесс использования чужой интеллектуальной собственности, в частности в журналистском творчестве, как нравственно-этическая проблема. Авторы показывают, что плагиат — это не только неправомерное заимствование чужого материала, но и свидетельство отсутствия у автора-подражателя качеств личности, способной создавать уникальный творческий продукт. В статье рассматриваются такие объекты авторских прав в журналистике, как фотография, новостной материал другой редакции и т.п.

Литература:

1. Головин Ю.А. Гуманитарная миссия журналистики в информационном обществе // Межкультурные коммуникации: тезисы докладов участников международной научной конференции / Отв. ред. Г.Ю. Богданович. — Симферополь, 2016. — С. 55–56.

2. Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Дело и Право. — 1996. — № 5. — С. 23–28.

3. Инфопедия для углубления знаний. — URL: https://infopedia.su/8x468a.html.

4. Коханая О.Е. Формы коммуникативного сотрудничества в вузе в условиях информационно-технических перемен // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2016. — № 3. — С. 22–34. — URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/ article/view/290.

Плагиат — неправомерное заимствование авторского материала — стал распространенной проблемой, а проявления его мы можем наблюдать в различных сферах творческой деятельности: кино, искусстве, литературе и т.д. Тема плагиата в современном мире является, к сожалению, одной из самых актуальных. Ярко выражена данная проблема и в журналистике.

Каждый день люди читают новости, смотрят телешоу, слушают радио и т.п. Журналистика стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако мы зачастую не имеем представления, сколько труда было положено на создание журналистского материала [1, c. 55–56]. К примеру, авторский материал не всегда успевает быть зафиксированным как объект авторского права — что-то не пошло в номер, что-то показалось не совсем актуальным и т.п. И эти материалы — пока не опубликованные — могут стать предметом неправомерного заимствования. Один журналист мог проделать огромную работу над созданием своей статьи, а другой пошел более соблазнительным путем, «похитив» материалы коллеги, при этом не затратив на свою работу большого количества времени и интеллектуальных усилий. Если проанализировать современные реалии, то можно сделать вывод, что многие журналисты из раза в раз заимствуют мысли, фразы, иногда даже целые статьи у других, выдавая их работы за результат своей интеллектуальной деятельности.

Казалось бы, любой здравомыслящий человек, заботящийся о собственной человеческой и профессиональной репутации, должен едва ли не больше всего бояться обвинений в плагиате. Однако вопреки здравому смыслу плагиат процветает! И этому много причин. Одной из них является безнаказанность, а ведь за подобные деяния предусмотрена правовая ответственность. Но многие журналисты, избирающие стратегию плагиата, не оценивают себя в качестве нарушителей каких-либо норм, законов и установлений. Авторы же этих заимствованных материалов либо узнают об этом случайно, либо не узнают вовсе: соотношение установленных фактов плагиата к неустановленным, по самым скромным подсчетам, составляет один к десяти.

Для Цитирования:
Столярова Наталья Юрьевна, Селянина Диана Владимировна, К проблеме плагиата в журналистике. Ученый совет. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: