Статья поступила 17.10.2025.
Современный этап развития науки позволяет изучать торговые центры методами социологии, истории, а также семиотики. Так как семиотика, согласно Ю.М. Лотману, — это «наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения» [Лотман, 2010: 6], то она дает возможность анализировать торговые центры с помощью понятий «знак», «знаковая система», «отношения между знаковыми системами».
Изучение торговых центров как семиотической модели сторонним наблюдателем, то есть человеком, относящимся к ним как к «внесистеме» (при посещении торгового центра, скажем, в незнакомом городе или незнакомой стране), может дать очень ценную информацию. В значительной мере семиотическую нагрузку несет устная речь. Разговоры покупателей в очередях между собой или по мобильному телефону дают сведения о том, какие социальные и экономические, а иногда и политические вопросы интересуют жителей района, города, страны, мира. Кроме того, общение сотрудников торговых центров между собой на рабочем месте, их поведение дает информацию о темпах работы, запросах местных работодателей, рынке труда в целом.
Организация пространства торгового центра с точки зрения семиотики также очень значима. Например, внешний вид торгового центра отражает то, как предприниматели понимают уровень запросов местных жителей. Более того, ценовой диапазон и ассортимент торговых центров в условиях рыночной конкуренции позволяют сделать выводы о вкусах и предпочтениях жителей района или города, далее при сравнительном анализе — страны и мира в целом. Таким образом, можно предположить, что торговые центры формируют свой, искусственный язык общения с людьми (покупателями и сотрудниками), позволяющий алгоритмизировать процесс обработки полученной от них информации.
Торговые центры появились и стали набирать силу и влияние на общество в России сравнительно недавно, приблизительно с середины ХIХ в. Некоторые аспекты функционирования торговых центров начали изучаться в рамках социологии европейскими исследователями Ж. Бодрийяром и Дж. Ритцером в 1960-х гг. Авторы анализировали торговые центры как неотъемлемую составляющую общества потребления методом включенного наблюдения [Бодрийяр].