По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.44 DOI:10.33920/nik-01-2502-05

К проблеме изучения торговых центров начала ХХI века как семиотической системы (на примере торговых центров Санкт-Петербурга)

Белик Александр Анатольевич кандидат культурологии, фрилансер, г. Санкт-Петербург, E-mail: aleksandr.bellik@gmail.com

Отношение к торговым центрам как к «внесистеме» дает возможность проанализировать их с позиции семиотики. Знаки торгового центра, которые служат средством коммуникации, можно разделить на две группы. К первой группе, где коммуникация осуществляется по линии «человек — текст», относятся конструкция здания, вывески, указатели, ценники, объявления по громкой связи, кассовые и товарные чеки, каталоги, сайт в Интернете, реклама. Вторая группа знаков торгового центра, «человек — человек», предполагает взаимодействие между людьми, исполняющими в торговых центрах разные социальные роли — покупателей или персонала — и вступающими на этой основе в различные отношения между собой. Семантическим кодом второй группы является диалог между представителями разных национальностей и культур, в ходе которого «проверяются на прочность» и подвергаются корректировке сложившиеся индивидуальные стереотипы людей об отношения к «чужим» и нормах допустимого поведения в общественных местах. Вторым семантическим кодом в торговом центре в рамках группы знаков «человек — человек» является наличие притягательной вседозволенности. Ее причинами являются политика самого торгового центра, недостаточность у покупателей среднего возраста опыта совершения покупок в формате самообслуживания, желание психологической разгрузки, система обмена и возврата товара. Рассматривается и такой семантический код, как «выход в люди».

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Гипермаркет и гипертовары [Электронный ресурс]. — URL: http://simulacra-and-simulation.blogspot.com/2012/01/blog-post_9746.html (дата обращения: 21.02.2014).

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2000.

3. Горбунова М.Ю., Понукалина О.В. Управление поведением потребителя в контексте эмоционально-коммуникативного сервиса // Социс. — 2012. — № 4.

4. Ланкиен Ю.А. Торгово-развлекательный комплекс в социокультурном пространстве крупного города // Вестник С.-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 2 (42).

5. Ланкиен Ю.А. Торгово-развлекательный комплекс как транслятор массовой культуры в современном городе // Аспирантский вестник Поволжья. — 2009. — № 1–2.

6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М., 1992.

7. Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб.: Искусство — СПБ, 2010.

8. Тарасенко Е.А. Шопинг как специфический вид потребительского поведения: поиск удовольствия или храмы нового времени // Вестник РГГУ. — 2007. — № 2–3.

9. Шакирова А.Ф. Особенности проектирования систем оповещения и управления эвакуацией для торгово-развлекательных комплексов // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». — Вып. 3 (июнь 2009) [Электронный ресурс]. — URL: http:// ipb.mos.ru/ttb (дата обращения: 21.02.2014).

1. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Hypermarket and Hypergoods [Electronic resource]. — URL: http://simulacra-and-simulation.blogspot.com/2012/01/blog-post_9746. html (Accessed 21.02.2014).

2. Baron R., Richardson D. Aggression. — St. Petersburg: Publishing House “Piter”, 2000.

3. Gorbunova M.Yu., Ponukalina O.V. Managing Consumer Behavior in the Context of Emotional-Communicative Service // Socis. — 2012. — No. 4.

4. Lankien Yu.A. Shopping and Entertainment Complex in the Socio-Cultural Space of a Large City // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2009. — No. 2 (42).

5. Lankien Yu.A. Shopping and entertainment complex as a transmitter of mass culture in a modern city // Postgraduate Bulletin of the Volga Region. — 2009. — No. 1–2.

6. Lotman Yu.M. Culture and Explosion. — M., 1992.

7. Lotman Yu.M. Semiosphere. — St. Petersburg: Art — St. Petersburg, 2010.

8. Tarasenko E.A. Shopping as a specific type of consumer behavior: the search for pleasure or temples of the new time // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. — 2007. — No. 2–3.

9. Shakirova A.F. Features of designing warning systems and evacuation management for shopping and entertainment centers // Internet journal “Technosphere Safety Technologies”. — Issue No. 3 (June 2009) [Electronic resource]. — URL: http://ipb.mos.ru/ttb (Accessed 21.02.2014).

Статья поступила 17.10.2025.

Современный этап развития науки позволяет изучать торговые центры методами социологии, истории, а также семиотики. Так как семиотика, согласно Ю.М. Лотману, — это «наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения» [Лотман, 2010: 6], то она дает возможность анализировать торговые центры с помощью понятий «знак», «знаковая система», «отношения между знаковыми системами».

Изучение торговых центров как семиотической модели сторонним наблюдателем, то есть человеком, относящимся к ним как к «внесистеме» (при посещении торгового центра, скажем, в незнакомом городе или незнакомой стране), может дать очень ценную информацию. В значительной мере семиотическую нагрузку несет устная речь. Разговоры покупателей в очередях между собой или по мобильному телефону дают сведения о том, какие социальные и экономические, а иногда и политические вопросы интересуют жителей района, города, страны, мира. Кроме того, общение сотрудников торговых центров между собой на рабочем месте, их поведение дает информацию о темпах работы, запросах местных работодателей, рынке труда в целом.

Организация пространства торгового центра с точки зрения семиотики также очень значима. Например, внешний вид торгового центра отражает то, как предприниматели понимают уровень запросов местных жителей. Более того, ценовой диапазон и ассортимент торговых центров в условиях рыночной конкуренции позволяют сделать выводы о вкусах и предпочтениях жителей района или города, далее при сравнительном анализе — страны и мира в целом. Таким образом, можно предположить, что торговые центры формируют свой, искусственный язык общения с людьми (покупателями и сотрудниками), позволяющий алгоритмизировать процесс обработки полученной от них информации.

Торговые центры появились и стали набирать силу и влияние на общество в России сравнительно недавно, приблизительно с середины ХIХ в. Некоторые аспекты функционирования торговых центров начали изучаться в рамках социологии европейскими исследователями Ж. Бодрийяром и Дж. Ритцером в 1960-х гг. Авторы анализировали торговые центры как неотъемлемую составляющую общества потребления методом включенного наблюдения [Бодрийяр].

Для Цитирования:
Белик Александр Анатольевич, К проблеме изучения торговых центров начала ХХI века как семиотической системы (на примере торговых центров Санкт-Петербурга). Вопросы культурологии. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: