Парламентский контроль является одним из важнейших правовых явлений многих развитых стран. Наличие в стране парламентского контроля характеризует ее как страну с развитыми демократическими ценностями. Парламентский контроль вносит важный вклад в обеспечение законности, пресечение различного рода злоупотреблений, а также в поддержание правопорядка, поэтому возникают проблемы организационного и методического характера в функционировании парламентского контроля.
Цель исследования: изучение проблемных основ нормативно-правового регулирования парламентского контроля в Российской Федерации и определение основных векторов их совершенствования.
Задачи исследования: проанализировать конституционную практику в части парламентского контроля ряда европейских стран; изучить развитие российского законодательства в области парламентского контроля, рассмотреть возможные пути совершенствования организационных основ парламентского контроля.
Материалы, методы и условия проведения исследования. В процессе исследования были использованы такие методы, как сравнение, теоретический анализ, обобщение информации.
Изучение конституционной практики европейских стран показало, что наличие у парламента права на проведение контроля присуще конституционному строю. Сами процедуры парламентского контроля, как правило, регулируются и определяются законодательством страны. В Российской Федерации имеется достаточно развитая система законодательного регулирования парламентского контроля, но в то же время развитие института парламентского контроля в стране затруднено в связи с имеющимися нормативно-правовыми дефектами. В реализации Федерального закона «О парламентском контроле» не были учтены некоторые наработки научного сообщества и предыдущих проектов законов, некоторые из которых содержатся также и в зарубежной практике, была упущена возможность расширения пределов парламентского контроля. В российском законодательстве нет однозначного определения категории «парламентский контроль»; в Конституции Российской Федерации отсутствует прямое и четкое закрепление парламентского контроля как одной из основных функций Федерального собрания; предмет парламентского расследования ограничен определенными фактами и обстоятельствами; инициация процедуры парламентского расследования является слишком сложной; перечень форм контроля носит закрытый характер. Стоит отметить, что Федеральный закон № 77‑ФЗ «О парламентском контроле в Российской Федерации» требует доработки, исправления некоторых недостатков, однако его принятие уже является важным шагом к совершенствованию осуществления парламентского контроля.