По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637, ВАК 08.00.12 DOI: 10.33920/med-17–2005–06

К проблеме формирования нормативно- правового регулирования парламентского контроля в Российской Федерации

Федченко Елена Алексеевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры государственного финансового контроля, ФГОБУ ВО «Финансовый университет» Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: Еаfedchenko@fa.ru ORCID iD: orcid.org/0000–0002–4844–0991
Васина Диана Максимовна студентка ФГОБУ ВО «Финансовый университет» Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: diana_woow@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования парламентского контроля и парламентского расследования в Российской Федерации и пути его совершенствования. Для этого проведен анализ конституционной практики парламентского контроля в таких европейских странах, как Австрия, Германия, Испания, Италия, Швейцария, и сделаны попытки по имплементации международного опыта в российскую практику. Предложено развитие организационных основ парламентского контроля на основе закрепления особого статуса решений субъектов парламентского контроля.

Литература:

1. Волчкова Н.Н. Парламентский контроль в зарубежных странах // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — С. 43–49.

2. Зенин Г.Е. Конституционно-правовые дефекты системы законодательного регулирования парламентского контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 9. — С. 39–45.

3. Конституция Испанского Королевства от 27.12.1978.

4. Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947.

5. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993.

6. Локк Д. Сочинения: В 3 т. — М.: Мысль, 1988. — 668 с.

7. Монтескье Ш. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1955. — 803 с.

8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23.05.1949.

9. Проект федерального закона № 315329-5 «О парламентском контроле в Российской Федерации».

10. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18.04.1999.

11. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле в Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации».

13. Федеральный конституционный закон Австрии от 10.11.1920.

14. Проданова Н.А. Особенности системы государственных закупок Федеративной Республики Германия / Н.А. Проданова, К.И. Лытова // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 4. — С. 373–376.

1. Volchkova N.N. Parliamentary control in foreign countries // Bulletin of Tula State University. Economic and legal sciences. 2015. S. 43–49.

2. Zenin G.E. Constitutional and legal defects of the system of legislative regulation of parliamentary control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2018. No9. S. 39–45.

3. Constitution of the Spanish Kingdom of December 27, 1978.

4. Constitution of the Italian Republic of December 22, 1947.

5. The Constitution of the Russian Federation, adopted by popular vote 12/12/1993.

6. Locke D. Works in 3 volumes. M.: Thought, 1988. 668 s.

7. Montesquieu S. Selected Works. 1955 ed. M.: Gospolitizdat, 1955. 803 p.

8. Basic Law of the Federal Republic of Germany of May 23, 1949.

9. Draft Federal Law No. 315329-5 “On Parliamentary Control in the Russian Federation”.

10. Federal Constitution of the Swiss Confederation of April 18, 1999.

11. Federal Law dated 07.05.2013 No. 77-ФЗ “On Parliamentary Control in the Russian Federation”.

12. Federal Law of December 27, 2005 No. 196-FZ “On the Parliamentary Investigation of the Federal Assembly of the Russian Federation”.

13. Austrian Federal Constitutional Law of November 10, 1920.

14. Prodanova N.A. Features of the public procurement system of the Federal Republic of Germany / N.A. Prodanova, K.I. Lytova // Audit and financial analysis. — 2015. — no.

4. — Pp. 373–376.

Парламентский контроль является одним из важнейших правовых явлений многих развитых стран. Наличие в стране парламентского контроля характеризует ее как страну с развитыми демократическими ценностями. Парламентский контроль вносит важный вклад в обеспечение законности, пресечение различного рода злоупотреблений, а также в поддержание правопорядка, поэтому возникают проблемы организационного и методического характера в функционировании парламентского контроля.

Цель исследования: изучение проблемных основ нормативно-правового регулирования парламентского контроля в Российской Федерации и определение основных векторов их совершенствования.

Задачи исследования: проанализировать конституционную практику в части парламентского контроля ряда европейских стран; изучить развитие российского законодательства в области парламентского контроля, рассмотреть возможные пути совершенствования организационных основ парламентского контроля.

Материалы, методы и условия проведения исследования. В процессе исследования были использованы такие методы, как сравнение, теоретический анализ, обобщение информации.

Изучение конституционной практики европейских стран показало, что наличие у парламента права на проведение контроля присуще конституционному строю. Сами процедуры парламентского контроля, как правило, регулируются и определяются законодательством страны. В Российской Федерации имеется достаточно развитая система законодательного регулирования парламентского контроля, но в то же время развитие института парламентского контроля в стране затруднено в связи с имеющимися нормативно-правовыми дефектами. В реализации Федерального закона «О парламентском контроле» не были учтены некоторые наработки научного сообщества и предыдущих проектов законов, некоторые из которых содержатся также и в зарубежной практике, была упущена возможность расширения пределов парламентского контроля. В российском законодательстве нет однозначного определения категории «парламентский контроль»; в Конституции Российской Федерации отсутствует прямое и четкое закрепление парламентского контроля как одной из основных функций Федерального собрания; предмет парламентского расследования ограничен определенными фактами и обстоятельствами; инициация процедуры парламентского расследования является слишком сложной; перечень форм контроля носит закрытый характер. Стоит отметить, что Федеральный закон № 77‑ФЗ «О парламентском контроле в Российской Федерации» требует доработки, исправления некоторых недостатков, однако его принятие уже является важным шагом к совершенствованию осуществления парламентского контроля.

Для Цитирования:
Федченко Елена Алексеевна, Васина Диана Максимовна, К проблеме формирования нормативно- правового регулирования парламентского контроля в Российской Федерации. Бухучет в здравоохранении. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: