Новые веяния в развитии сферы науки и образования России начались ещё в мае 2012 г., с приходом нового министра Д.В. Ливанова. Он обещал провести ряд реформ, которые должны были улучшить катастрофическое положение отечественной науки и образования, сложившееся при его предшественниках: вдвое повысить зарплату преподавателей вузов, повысить качество высшего образования, побороть коррупцию в вузах, добиться вхождения лучших отечественных вузов в международные университетские рейтинги. Ничего этого Ливанов не добился. Так что реально он запомнился научно-педагогическому сообществу России лишь рядом «антидостижений». Таких как уменьшение числа вузов в стране почти в три раза (с 2300 до 800!); поощрение огромного разрыва между доходами профессорско-преподавательского состава и ректоров вузов (даже для профессоров этот разрыв составляет в среднем 50 раз, а в отдельных «передовых» вузах — 200 раз); невыполнение майского указа президента 2012 г. о резком повышении зарплат преподавателей; старение и понижение профессионального уровня вузовских кадров.
Вступившая в должность министра в сентябре 2016 г. О.Ю. Васильева, слава богу, не затеяла новых реформ в области образования, от которых люди уже порядком устали. Однако её программа развития этой области не давала с самого начала никакой надежды на решение проблем российской науки и образования. В центре её внимания оказалась средняя школа, притом не столько вопросы образования, сколько «духовно-нравственное воспитание» школьников с религиозным уклоном. Она также ратовала за возвращение в школьную программу уроков труда и других элементов советской школы (производственные бригады, сельхозпрактика, уборка школьных помещений и т.д.). Также она настаивала на введении единых учебников по всем предметам как важных признаков некой «стабильности». Ничего из этого Васильевой осуществить не удалось. Запомнилась же она больше всего сомнительным вкладом в высшее образование и науку, где ей удалось протащить в официальный список научных дисциплин теологию и открыть соответствующие диссертационные советы, а также кафедры в вузах, в том числе таких как МФТИ и МИФИ (!). Запомнят академические круги и то, что в скандальной истории с докторской диссертацией министра культуры В.Р. Мединского Васильева с самого начала встала на сторону министра и подписала заключительный приказ о сохранении степени доктора исторических наук человеку, которого профессиональные историки даже не считают учёным.