Говоря о разработке нового таможенного законодательства ЕАЭС, я прежде всего хотел бы поблагодарить сотрудников Евразийской экономической комиссии за организацию беспрецедентного уровня взаимодействия между представителями бизнеса и государственных органов при обсуждении нового Таможенного кодекса. Со стороны международных чиновников такого понимания интересов бизнеса не было никогда. И надо отметить, что в процессе работы практика диалога только набирала обороты и до сих пор на площадке ЕЭК ежемесячно происходит обмен мнениями с представителями бизнес-ассоциаций по всем текущим вопросам, находящимся в компетенции Комиссии.
На национальном уровне ситуация также изменилась к лучшему, диалог бизнеса с Федеральной таможенной службой приобрел новое звучание: он стал регулярным и, что ранее было редким, — продуктивным, то есть инициативы предпринимателей руководством ФТС внимательно выслушиваются и все чаще поддерживаются.
И тем не менее приходится признать, что таможенное законодательство в целом остается очень сложным и громоздким (человеку, который только начинает заниматься внешнеэкономической деятельностью, разобраться в нем самостоятельно практически невозможно), больше напоминая многостраничную инструкцию. Но хочется не читать инструкцию, а действовать в соответствии с логикой и здравым смыслом.
Расскажу о тех общих концептуальных подходах, которые мы, представители четырех бизнесобъединений (РСПП, ТПП России, «Деловая Россия», «Опора России»), предложили ввести в таможенное законодательство ЕАЭС при обсуждении новых Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании. Многие из наших инициатив нам удалось продвинуть, но при этом целый ряд важных вопросов были либо отложены, либо сочтены нецелесообразными при их рассмотрении.
1. Отказ от принципа резидентства.
На мой взгляд, продолжающееся действие принципа резидентства — главный фактор, препятствующий функционированию Евразийского экономического союза. По сути Союз как экономическое сообщество существует только на словах. В отличие от ЕС и других существующих в мире союзов, в ЕАЭС ни один казахстанский, например, предприниматель не может начать бизнес в России, точно так же, как ни один российский предприниматель не может заниматься бизнесом, скажем, в Белоруссии. Это не недоработка международных чиновников, а скорее результат незрелости интеграционных подходов государств-членов.