В рамках зарубежных и отечественных исследований представлено достаточно много наработок по различным вопросам контроля. При этом целесообразность применения бюджетными учреждениями в управлении своей финансово-хозяйственной деятельностью финансового контроля, являющегося частью системы управления экономическим субъектом, обеспечивающей координацию процессов планирования, учета, мониторинга, анализа, мотивации деятельности в целях достижения целей, определяет комплекс многоцелевых задач, стоящих перед современными бюджетными учреждениями в условиях кардинальных изменений внешней среды [1]. В данном случае особую актуальность использование финансового контроля в бюджетных учреждениях приобретает в связи с бюджетным финансированием, что связано прежде всего с высоким риском нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств [2, с. 1240].
Цель исследования: определение направлений развития внутреннего контроля бюджетной организации.
Материалы и методы исследования: для исследования использовались методы сравнения, анализа, синтеза, метод группировки, системный и логический подходы; метод сбора данных включает интервью и непосредственное наблюдение, изучение первичных документов, финансовой и статистической отчетности.
Каждый экономический субъект нуждается в контроле своей деятельности; он может осуществляться по-разному. Существует как внешний, так и внутренний контроль.
Внешний контроль подразумевает контроль деятельности экономического субъекта, в частности бюджетной организации, извне, а процедуры по внутреннему контролю, как правило, проводятся непосредственно сотрудниками компании. Внутренний контроль чаще всего подразумевает аудит, однако как руководители, так и линейные сотрудники в процессе работы осуществляют ряд действий, которые непосредственно имеют отношение к системе внутреннего контроля [3].
Автор М.В. Чувашлова отмечает важную роль такой составляющей в контексте внутреннего контроля, в том числе бюджетного учреждения, как внутренняя управленческая отчетность [4].