По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.633.5

К основам построения системы внутреннего управленческого контроля организации

И.С. Яровов соискатель, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36
Наталья Алексеевна Проданова д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

Организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, всегда отличались высокой финансовой подотчетностью, но в последнее десятилетие к ним предъявляются все бóльшие требования относительно эффективности и результативности их деятельности. Реформирование организаций данного сектора нацелено на изменение подходов к управлению и ориентацию на активное использование рыночных механизмов. Решение данных задач сопряжено с вопросами управления затратами и внедрения управленческого внутреннего контроля. «Полноценная и качественная реализация контрольной функции является необходимым условием эффективного государственного управления» [14].

Литература:

1. Титова Е.А. Виды и функции финансового контроллинга в вузах // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2021. — № 1. — С. 40–45. — URL: https://panor.ru/articles/vidy-i-funktsii-finansovogo-kontrollinga-v-vuzakh/54686.html.

2. Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э. Взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля деятельности бюджетного учреждения / Д.А. Ендовицкий, С.В. Головин, Н.Э. Спиридонова. — Текст: электронный // Международный бухгалтерский учет. — 2020. — Т. 23. — Вып. 11. — С. 1240–1252. — URL: https://doi.org/10.24891/ia.23.11.1240 (дата обращения: 17.09.2022).

3. Антонова Н.А., Гайденко В.В. Совершенствование методики аудита учета финансового результата и распределения прибыли / Н.А. Антонова, В.В. Гайденко. — Текст: электронный // «Научное сообщество студентов XXI столетия»: Материалы студенческой международной заочной научно-практической конференции. Ч. IV (16 апреля 2012 г.). — Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. — С. 34.

4. Чувашлова М.В. Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в контроллинге промышленного предприятия / М.В. Чувашлова. — Текст: электронный // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 8. — С. 51–53. — URL: http://vestnik.sseu.ru/index.php?cnt=1&idv=205.

5. Пашков Р.В., Юденков Ю. Сравнение моделей внутреннего контроля и практика Банка России / Р.В. Пашков, Ю. Руденков. — Текст: электронный // Бухгалтерия и банки. — 2015. — № 11. — С. 61–67. — https://wiseeconomist.ru/poleznoe/96311-sravnenie-modelej-vnutrennego-kontrolya-praktika-banka-rossii (дата обращения: 23.10.2022).

6. Мнацаканова Т. Как создать систему внутреннего контроля в компании: основные этапы и правила / Т. Мацкова. — Текст: электронный. — URL: https://finacademy.net/materials/article/etapy-i-pravila-organizacii-svk/ (дата обращения: 23.09.2022).

7. Вилисов В.Я., Суков И.Е. Инструменты внутреннего контроля: монография / В.Я. Вилисов, И.Е. Суков. — Текст: непосредственный. — М.: РИОР, 2021. — 532 c. — ISBN-978-5-369-01472-1.

8. Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в секторе государственного управления: опыт развитых стран / М.В. Грачева. — Текст: электронный // Государственное управление. Электронный вестник. — 2007. — № 12. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vnutrenniy-kontrol-i-audit-v-sektore-gosudarstvennogo-upravleniya-opyt-razvityh-stran (дата обращения: 12.09.2022).

9. Ковалева О.В. Ценообразование в системе управленческого учета федеральных бюджетных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования / О.В. Ковалева // Финансовые исследования. — 2012. — № 3 (36). — С. 18–26. — Текст: непосредственный.

10. Пашков Р.В. Внутренний контроль в публичном секторе: монография / Р.В. Пашков. — М.: Русайнс, 2020. — 474 c. — Текст: непосредственный.

11. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете. № 402-ФЗ от 06.12.2011 [принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года] // СПС «КонсультантПлюс» [cайт]. — Москва. — Обновляется ежедневно. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 20.10.2022). — Текст: электронный.

12. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» № 390-ФЗ от 06.12.2021 [принят Государственной Думой 06.12.2021] // СПС «КонсультантПлюс» [cайт]. — Москва. — Обновляется ежедневно. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_402647 (дата обращения: 20.10.2022). — Текст: электронный.

13. Фридман П. Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. Фридман. — М.: Аудит, Юнити, 2022. — 286 c. — Текст: непосредственный.

14. Олемский В.Н. Создание эффективного механизма взаимодействия органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля // Вестник АКСОР. — 2015. — № 4 (36). — С. 167–171.

В рамках зарубежных и отечественных исследований представлено достаточно много наработок по различным вопросам контроля. При этом целесообразность применения бюджетными учреждениями в управлении своей финансово-хозяйственной деятельностью финансового контроля, являющегося частью системы управления экономическим субъектом, обеспечивающей координацию процессов планирования, учета, мониторинга, анализа, мотивации деятельности в целях достижения целей, определяет комплекс многоцелевых задач, стоящих перед современными бюджетными учреждениями в условиях кардинальных изменений внешней среды [1]. В данном случае особую актуальность использование финансового контроля в бюджетных учреждениях приобретает в связи с бюджетным финансированием, что связано прежде всего с высоким риском нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств [2, с. 1240].

Цель исследования: определение направлений развития внутреннего контроля бюджетной организации.

Материалы и методы исследования: для исследования использовались методы сравнения, анализа, синтеза, метод группировки, системный и логический подходы; метод сбора данных включает интервью и непосредственное наблюдение, изучение первичных документов, финансовой и статистической отчетности.

Каждый экономический субъект нуждается в контроле своей деятельности; он может осуществляться по-разному. Существует как внешний, так и внутренний контроль.

Внешний контроль подразумевает контроль деятельности экономического субъекта, в частности бюджетной организации, извне, а процедуры по внутреннему контролю, как правило, проводятся непосредственно сотрудниками компании. Внутренний контроль чаще всего подразумевает аудит, однако как руководители, так и линейные сотрудники в процессе работы осуществляют ряд действий, которые непосредственно имеют отношение к системе внутреннего контроля [3].

Автор М.В. Чувашлова отмечает важную роль такой составляющей в контексте внутреннего контроля, в том числе бюджетного учреждения, как внутренняя управленческая отчетность [4].

Для Цитирования:
И.С. Яровов, Наталья Алексеевна Проданова, К основам построения системы внутреннего управленческого контроля организации. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: