Стратегическое развитие системы охраны и укрепления здоровья населения в Российской Федерации предусматривает увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 г.1. Решение такой масштабной задачи зависит и от увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (включая здоровое питание, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой), прежде всего за счет формирования соответствующей личной мотивации2.
Результативная реализация этой стратегии предполагает привлечение как имеющихся, так и новых подходов и методов. В этом отношении научный и научно-практический интерес представляет анализ методологических основ формирования организационных технологий здоровьесбережения населения. В силу своей разносторонней медицинской, информационной, образовательной, социальной, социально-психологической природы и активной профилактической направленности эти технологии нуждаются в комплексном междисциплинарном изучении.
Хотя в настоящее время вопросы здоровьесбережения находятся в области активного научного и ведомственного интереса, используемые базовые профильные термины и понятия страдают разночтением и часто не имеют единообразного определения.
Содержание понятия «здоровьесбережение» стандартно воспринимается как производное от общего понятия «здоровый образ жизни», которое, в свою очередь, охватывает и культуру здоровья, и благоприятные условия жизнедеятельности, и поведенческие установки, и культурные стереотипы, и гигиенические знания, и многое другое, что суммарно способствует сохранению и укреплению здоровья человека [1].
Наряду с этим семантическое наполнение понятия «здоровьесбережение» обуславливается трактовкой понятия «здоровье», которая зависит как от широко признанного определения ВОЗ — «состояние полного социального, душевного и физического благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов»3, так и от понимания здоровья как сложного семантического объекта, смысловое пространство которого опирается на содержание разнообразных концептуальных философских, медицинских, биомедицинских, биосоциальных, социальных, ценностных, религиозных и иных определений здоровья.