По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2108-01

К методологии изучения организационных технологий здоровьесбережения

Нечаев Василий Сергеевич д-р мед. наук, главный научный сотрудник, профессор, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко, Российская Федерация, г. Москва, Е-mail: vn52@yandex.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0001-8411-9575
Петрова Ирина Анатольевна канд. филос. наук, ведущий научный сотрудник, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко, Е-mail: iap61@inbox.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9034-4226

В статье рассмотрены методологические подходы к изучению проблематики здоровьесбережения и его организационных технологий. Здоровьесбережение рассматривается в контексте государственной политики здравоохранения. Обосновывается обязательность комплексного, междисциплинарного и лонгитюдного методологического подхода к изучению этой проблематики. Представлены результаты анализа семантики ключевых понятий здоровьесбережения. Обосновываются пациент-центрированные принципы деятельности и коммуникации применительно к здоровьесбережению. Обсуждаются различия смыслового содержания понятий «ценности» и «полезности» организационных технологий здоровьесбережения для здоровья. Предложены возможные направления изучения позиционирования здоровьесбережения в системе ценностей личности, включая культуру здоровья. Обосновывается возможная структуризация факторов, определяющих состояние здоровья и здоровый образ жизни. Определена совокупность принципов и подходов для последующей разработки методов, норм, инструментов и правил комплексной методики исследования вопросов здоровьесбережения и его организационных технологий.

Литература:

1. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М., 1998. — С. 33–35.

2. Лисицын Ю. П., Улумбекова Г. Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. — 3-е изд., перераб., и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

3. Глебова Е. Н. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2005.

4. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 227 c.

5. Федоров А. И. Отношения подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. 2008; 1 (49): 42–49.

6. Назарова И. Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения // Социологический журнал. 1998; 3–4: 22–28.

7. Гольман Е. А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. НИУ ВШЭ. 2014; 12, 4: 512–519.

8. Быховская И. М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 28–29 октября 2005 г.). — М., 2005. — С. 28–32.

9. Свиренко А. А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России, 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002643.

10. Здоровый образ жизни и его составляющие / под ред. проф. В. С. Глушанко. — Витебск: Издательство ВГМУ, 2017. — 302 с.

11. Волков С. Р. Здоровый человек и его окружение; учебник. — М.: Авторская академия, 2012. — 640 с.

1. Kal`iu P. I. The essential characteristic of concept «health» and particular issues of health care reforming [Sushchnostnaia harakteristika poniatiia «zdorov`e» i nekotory`e voprosy` perestroi`ki zdravookhraneniia: Obzornaia informatciia. — Moscow, 1998]. (In Russian)

2. Leesitcy`n Iu.P., Ulumbekova G. E. The Public Health and Health Care: The Textbook [Obshchestvennoe zdorov`e i zdravookhranenie: uchebnik — Moscow: GE`OTAR-Media, 2013]. (In Russian)

3. Glebova E. N. The Health Preservation as a mean to increase efficiency of education of University Students: The Abstract of the Thesis of candidate of pedagogic sciences [Zdorov`esberezhenie kak sredstvo povy`sheniia e`ffektivnosti obucheniia studentov vuza: avtoreferat dis. kand. ped. nauk: — Ekaterinburg, 2005]. (In Russian)

4. Vasil`eva O. S., Filatov F. R. The Psychology of Human Health: standards, notions, attitudes. Tutorial for University Students [Psihologiia zdorov`ia cheloveka: e`talony`, predstavleniia, ustanovki: Ucheb. Posobie dlia stud. vy`ssh. ucheb, zavedenii. — M.: Izdatel`skii` centr «Akademiia», 2001]. (In Russian)

5. Fedorov A. I. The Adolescent Attitude to Health: The Sociological Analysis [Otnosheniia podrostkov k zdorov`iu: sotciologicheskii` analiz // Obrazovanie i nauka. 2008; 1 (49)]. (In Russian)

6. Nazarova I. B. The Subjective and Objective Estimations of Population Health [Sub``ektivny`e i ob``ektivny`e ocenki zdorov`ia naseleniia // Sotciologicheskii` zhurnal. 1998; № 3–4]. (In Russian)

7. Gol`man E. A. The New Comprehension of Health in Policy and Everyday Life: The Sources and Actual Tendencies of Problematization [Novoe ponimanie zdorov`ia v politike i povsednevnosti: istoki, aktual`ny`e napravleniia problematizatcii // Zhurnal issledovanii` sotcial`noi` politiki. NIU VSHE. 2014; 12, 4]. (In Russian)

8. By`hovskaia I. M. The Education and Culture of Health [Obrazovanie i kul`tura zdorov`ia // Deti Rossii obrazovany` i zdorovy` Materialy` III Vserossii`skoi` nauchno-prakticheskoi` konferentcii Moskva, 2005]. (In Russian)

9. Svirenko A. A. The Main Point and Role of Health Preservation and Medical Social Problems of Physiological Aging [Sushchnost` i rol` zdorov`esberezheniia i medikosotcial`ny`e problemy` fiziologicheskogo stareniia naseleniia Rossii, 2014. — URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002643]. (In Russian)

10. The Healthy Life-Style and Its components [Zdorovy`i` obraz zhizni i ego sostavliaiushchie /Pod red. professora V. S. Glushanko. — Vitebsk: Izdatel`stvo VGMU, 2017]. (In Russian)

11. Volkov S. R. The Healthy Person and Its Environment: The Textbook [Zdorovy`i` chelovek i ego okruzhenie; uchebnik. — M.: Avtorskaia akademiia, 2012]. (In Russian)

Стратегическое развитие системы охраны и укрепления здоровья населения в Российской Федерации предусматривает увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 г.1. Решение такой масштабной задачи зависит и от увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (включая здоровое питание, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой), прежде всего за счет формирования соответствующей личной мотивации2.

Результативная реализация этой стратегии предполагает привлечение как имеющихся, так и новых подходов и методов. В этом отношении научный и научно-практический интерес представляет анализ методологических основ формирования организационных технологий здоровьесбережения населения. В силу своей разносторонней медицинской, информационной, образовательной, социальной, социально-психологической природы и активной профилактической направленности эти технологии нуждаются в комплексном междисциплинарном изучении.

Хотя в настоящее время вопросы здоровьесбережения находятся в области активного научного и ведомственного интереса, используемые базовые профильные термины и понятия страдают разночтением и часто не имеют единообразного определения.

Содержание понятия «здоровьесбережение» стандартно воспринимается как производное от общего понятия «здоровый образ жизни», которое, в свою очередь, охватывает и культуру здоровья, и благоприятные условия жизнедеятельности, и поведенческие установки, и культурные стереотипы, и гигиенические знания, и многое другое, что суммарно способствует сохранению и укреплению здоровья человека [1].

Наряду с этим семантическое наполнение понятия «здоровьесбережение» обуславливается трактовкой понятия «здоровье», которая зависит как от широко признанного определения ВОЗ — «состояние полного социального, душевного и физического благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов»3, так и от понимания здоровья как сложного семантического объекта, смысловое пространство которого опирается на содержание разнообразных концептуальных философских, медицинских, биомедицинских, биосоциальных, социальных, ценностных, религиозных и иных определений здоровья.

Для Цитирования:
Нечаев Василий Сергеевич, Петрова Ирина Анатольевна, К методологии изучения организационных технологий здоровьесбережения. ГЛАВВРАЧ. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: