Статья поступила 10.04.2022
Фундаментальные перемены в экономике и политике, осуществлявшиеся у начал становления постсоветского общества, сопровождали глубокие перемены в содержании и динамике духовной сферы. После более чем полувекового заточения религии в СССР, фанатичных гонений духовенства и верующих она с торжеством возвратилась в отечественную культуру. Массовый взлет веры назвали «религиозным Ренессансом». Подавляющее большинство россиян (в том числе и «продвинутые» атеисты) теперь осознают, что религия является достоянием наших традиций и ментальности. Она противоречива, но пронизана множеством общечеловеческих ценностей, объединяющих верующих и неверующих россиян, а потому требует уважения и культурного отношения к себе.
Но вместе с «Ренессансом» и началами культурного отношения к религии к нам вторглись полчища зарубежных миссионеров, явились «новые культы» и множество мистических школ. На свет вышли и некие забытые языческие верования. Новшества спровоцировали сакральный ажиотаж, сумятицу массового сознания и серьезные потрясения мировоззренческих процессов. В начальные постсоветские годы едва ли не каждый россиянин ощутил себя причастным к религии, не всегда осознавая, кому именно он поклоняется. Множество обывателей метались от одной конфессии к другой. Динамика мировоззренческих перемен привела к смене типов отношения к религии.
К началу «нулевых» лет почти всеобщий сакральный ажиотаж стал снижаться. В 2012 г. удельный вес считающих себя верующими составил 87%. Такие данные выявила социологическая служба «Среда», которая провела всероссийский опрос (выборка 56 900 респондентов, охват 98,8% населения)1. Опрос установил, что большинство религиозных россиян практически не разбирались в основах вероисповедания и были не знакомы со «священными книгами». Четвертая часть (25%) считающих себя верующими так и не смогла определить свою конфессию. Лишь 12% верующих молились ежедневно, и только 3% реально участвовали в деятельности своей религиозной общины2. Правда, весьма малочисленные в стране протестанты здесь составили разительное исключение: более 40% из них проявляли свою деятельную культовую активность.