По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 28; 21 DOI:10.33920/nik-01-2205-01

К динамике и типологии религиозности

Писманик Матвей Григорьевич ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», Россия, 614000, Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 18, E-mail: mg-pismanik@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-4651-1245

В статье дан анализ отдельных компонентов динамики религиозности в постсоветской культуре, очерчены современные типы отношения россиян к религии, охарактеризован феномен внеконфессиональной веры.

Литература:

1. Алексеева М.С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социол. исслед. — 2009. — № 9.

2. Арена. Атлас религий и национальностей. Российская Федерация. 2012 [Электронный ресурс]. — URL: Sreda.org (дата обращения: 01.04.2022).

3. Безрогов В.Т. Социальное пространство личности. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива // Развитие личности. — 2002. — № 4.

4. Докинз Р. Бог как иллюзия. — СПб.: Азбука, 2013.

5. Лексин В.Н. «Другие»: верующие и неверующие в повседневной жизни // Мир России. — 2008. — № 1.

6. Петров Д.Б. Внеконфессиональная религиозность россиян: опросы, интервью, мониторинг Рунета // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2017. — Т. 17, вып. 2.

7. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социол. исслед. — 2006. — № 11.

8. Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодежи // Системная психология и социология. Научно-практический журнал. — 2012. — № 6.

9. Уфимцева Е.И. Воцерковленность современной православной молодежи: социологический анализ факторов и тенденций развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. — 2019. — № 4.

10. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. — М., 2005.

1. Alekseeva M.S. Churchness as an indicator of religiosity // Sotsiol. Research. — 2009. — No. 9.

2. Arena. Atlas of religions and nationalities. Russian Federation. 2012 [Electronic resource]. — URL: Sreda.org (Accessed 04/01/2022).

3. Bezrogov V.T. The social space of the individual. Religious socialization and the implementation of the right to faith in intergenerational relations: XX century and perspective // Development of personality. — 2002. — No. 4.

4. Dawkins R. God is an illusion. — St. Petersburg: Azbuka, 2013.

5. Leksin V.N. “Others”: believers and non-believers in everyday life // World of Russia. — 2008. — No. 1.

6. Petrov D.B. Non-confessional religiosity of Russians: polls, interviews, monitoring of Runet // Izv. Sarat. university New ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. — 2017. — Vol. 17, No. 2.

7. Sinelina Yu.Yu. Dynamics of the process of churching the Orthodox // Sotsiol. research. — 2006. — No. 11.

8. Tkachenko A.V. Itsism as the main form of religious ideas of modern youth // Systemic psychology and sociology. Scientific and practical journal. — 2012. — No. 6.

9. Ufimtseva E.I. Churching of Modern Orthodox Youth: A Sociological Analysis of Factors and Trends in Development // Izv. Sarat. university New ser. Ser. Sociology. Political science. — 2019. — No. 4.

10. Chesnokova V.F. In a close way: the process of churching the population of Russia at the end of the 20th century. — M., 2005.

Статья поступила 10.04.2022

Фундаментальные перемены в экономике и политике, осуществлявшиеся у начал становления постсоветского общества, сопровождали глубокие перемены в содержании и динамике духовной сферы. После более чем полувекового заточения религии в СССР, фанатичных гонений духовенства и верующих она с торжеством возвратилась в отечественную культуру. Массовый взлет веры назвали «религиозным Ренессансом». Подавляющее большинство россиян (в том числе и «продвинутые» атеисты) теперь осознают, что религия является достоянием наших традиций и ментальности. Она противоречива, но пронизана множеством общечеловеческих ценностей, объединяющих верующих и неверующих россиян, а потому требует уважения и культурного отношения к себе.

Но вместе с «Ренессансом» и началами культурного отношения к религии к нам вторглись полчища зарубежных миссионеров, явились «новые культы» и множество мистических школ. На свет вышли и некие забытые языческие верования. Новшества спровоцировали сакральный ажиотаж, сумятицу массового сознания и серьезные потрясения мировоззренческих процессов. В начальные постсоветские годы едва ли не каждый россиянин ощутил себя причастным к религии, не всегда осознавая, кому именно он поклоняется. Множество обывателей метались от одной конфессии к другой. Динамика мировоззренческих перемен привела к смене типов отношения к религии.

К началу «нулевых» лет почти всеобщий сакральный ажиотаж стал снижаться. В 2012 г. удельный вес считающих себя верующими составил 87%. Такие данные выявила социологическая служба «Среда», которая провела всероссийский опрос (выборка 56 900 респондентов, охват 98,8% населения)1. Опрос установил, что большинство религиозных россиян практически не разбирались в основах вероисповедания и были не знакомы со «священными книгами». Четвертая часть (25%) считающих себя верующими так и не смогла определить свою конфессию. Лишь 12% верующих молились ежедневно, и только 3% реально участвовали в деятельности своей религиозной общины2. Правда, весьма малочисленные в стране протестанты здесь составили разительное исключение: более 40% из них проявляли свою деятельную культовую активность.

Для Цитирования:
Писманик Матвей Григорьевич, К динамике и типологии религиозности. Вопросы культурологии. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: