— Что не учитывают руководители предприятий в своем стремлении экономить на охране труда?
— Практика показывает, что на многих предприятиях, особенно в регионах, деньги на охрану труда выделяют по остаточному принципу. А специалисты по охране труда предоставлены сами себе. Есть и такие компании, где про их существование вовсе забыли.
Недальновидные работодатели не понимают, что предупреждение производственного травматизма — это прямая экономическая выгода. Представьте, произошел несчастный случай на производстве. Руководитель тратит деньги на расследование, штрафы и компенсации пострадавшему. А если травмированный сотрудник — высококвалифицированный специалист, который на долгий срок выбывает из производственной деятельности? Кроме того, для серьезного предприятия каждый несчастный случай на производстве — это еще и удар по деловой репутации.
— Как вы считаете, в чем заключается главная задача специалиста по охране труда?
— Специалист по охране труда должен, в первую очередь, стать помощником руководителя. Он может и должен предупредить несчастный случай на производстве. Это сэкономит деньги работодателя, а при правильной организации работы приумножит их. Для этого специалисту по охране труда нужно иметь профессиональное образование и добросовестно относиться к своим обязанностям.
Есть еще одна проблема, которая снижает отдачу такого сотрудника. На многих предприятиях, где есть специалист по охране труда, работодатель старается загрузить его множеством дополнительных функций: экологией, кадрами, пожарной безопасности. К охране труда они не относятся, но отвлекают специалиста от основной работы и не дают возможность контролировать состояние охраны труда на предприятии.
— На чем чаще всего экономят руководители предприятий?
— Моя практика показывает, что чаще всего работодатели пытаются сэкономить на обучении и проверке знаний требований охраны труда своих сотрудников. Вместо реального обучения они формально знакомят работников с инструкциями, давая лишь расписаться в журнале.