Предыдущий срок действия моратория действовал до 1 марта этого года. Новая отсрочка «переплюнула» даже переносы по ограничению возраста автобусов по детским перевозкам: тогда перед очередным продлением данное требование просто было исключено из норматива.
По данным Минтранса по итогам прошлого года общественным транспортом воспользовались 14,3 млрд пассажиров, 144 311 из них пострадали в ДТП (rusdtp.ru), 12 748 — погибли, в том числе 723 ребенка. Всего в России произошло 116 190 ДТП, 6741 из них с участием автобусов.
— Согласно пункту 2.7 ПДД России запрещается садиться за руль водителю, который пребывает в болезненном или уставшем состоянии. И если бы это правило неукоснительно соблюдалось, то дополнительные средства контроля за водителями пассажирского транспорта, возможно, не потребовались бы, — считает Андрей Владимирович Новиков, юрист, специалист по безопасности дорожного движения компании «ЮРАВТО».
Он убежден, что именно переработки стали причиной большинства ДТП, которые произошли в прошлом году с участием водителей автобусов. Как показывает практика, водители часто вынуждены работать, нарушая режим труда и отдыха из-за нехватки квалифицированных кадров.
— Например, в Санкт-Петербурге на Васильевском острове водитель заснул и выехал на тротуар, — рассказывает Андрей Владимирович. — Не секрет, что в организациях бывает выписывают по два путевых листа, чтобы не нарушать отчетность. Мое мнение — тахограф позволит более жестко взять на контроль режим труда и отдыха, а, значит, снизить количество опасных ДТП, в которых гибнут люди.
Специалист по безопасности дорожного движения рассказал, что каждый случай ДТП с участием водителя пассажирского автобуса расследуется, в том числе проверятся факт нарушения режима труда и отдыха. Если он подтверждается, представителей руководства компании могут привлечь к уголовной ответственности. Например, на начальника автоколонны ООО «Такси», автобус которой упал в Мойку в районе Поцелуева моста в мае прошлого года, заведено уголовное дело по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.