За тот непродолжительный период, который действует в настоящее время Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), документ во многом сформировал позитивное отношение бизнес-сообщества к регулятивной функции таможенных органов в странах Союза. Вступившие в действие новые правовые нормы позволили участникам внешнеэкономической деятельности увереннее осуществлять таможенное оформление товаров, безболезненно проходить по критериям системы управления рисками и избавить собственные компании от чрезмерного внимания таможенных администраций. Однако прежде чем усовершенствованный нормативный правовой механизм наднационального регулирования возымел благоприятное воздействие на сферу таможенных правоотношений, немало компаний-импортеров пострадало ввиду невозможности доказать собственную добросовестность, что было обусловлено не столько нормативными недостатками предыдущего Таможенного кодекса (ТК ТС), сколько наличием большого количества ведомственных подзаконных актов, которыми был сформирован непреодолимый административно-юрисдикционный барьер.
Одной из компаний холдинга в конце 2017 г. была подана декларация на товары, импортные поставки которых осуществляются на постоянной основе на протяжении последних нескольких лет. Сразу следует отметить, что внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком заключается без участия каких-либо посредников, а напрямую. Подготовка внешнеторговой, товаросопроводительной документации проходит несколько этапов проверки, и к моменту подачи декларации на товары в таможенный орган у компании имеется полная уверенность в отсутствии сложностей при совершении таможенных операций в отношении импортируемого товара. Однако рядовая поставка товара и его таможенное оформление обернулись неожиданным для декларанта решением таможни.
В ходе таможенного контроля одним из таможенных постов таможни непосредственного подчинения ФТС России установлено, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения якобы не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной участником ВЭД таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки, а декларанту направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости. Напомним, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении условий, там же определенных.