По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изучение воздействия поведения клиентов на эффективность деятельности аптечной сети

В статье рассматриваются результаты изучения влияния поведения потребителей на эффективность функционирования аптечной сети. Проводится оценка методики определения удовлетворенности клиентов и определения параметров работы аптеки, нуждающихся в корректировке, с привлечением методики кластерного анализа. Выделены модели разделения клиентского потока на сегменты, что помогает организации воплотить принципы целевого маркетинга. Обосновываются подходы к исследованию с учетом особенностей формирования целевого маркетинга.

Литература:

1. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пос. — 2-е изд. / И. К. Белявский. — М.: Инфра-М, 2014. — 392 с.

2. Белоусов, М. Г. Мастер-класс. Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью: тексты лекций / М. Г. Белоусов. — М.: МГТУ ГА, 2014. — 44 с.

3. Грейвс, Ф. Клиентология. Чего на самом деле хотят ваши покупатели / Ф. Грейвс. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 256 с.

4. Дули, Р. НейроМаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя / Р. Дули. — Минск: Попурри, 2017. — 270 с.

5. Дубровин И. Н. Поведение потребителей: учебное пособие / И. Н. Дубровин. — 4-е изд. — М.: Дашков и К*, 2012. — 312 с.

6. Психотипы потребителей и позиционирование бренда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.createbrand.ru/biblio/branding/psychotype.html/ (дата обращения: 20.03.2018).

7. Наумов, В. Модели поведения потребителей в маркетинговых системах: учеб. пос. / В. Н. Наумов / под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 240 с.

8. Konovalov V. B., Tikhonov A. I., Fursov V. A., Sogacheva O. V., Pyanova N. V. Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2017. — Т. 15, № 12. — С. 171–182.

На сегодняшний день различные исследования в области анализа поведения клиентов весьма востребованы, с учетом того что потребитель приобретает товар организации, повышая этим ее доходность. Потребитель всегда находится в центре внимания коммерческого учреждения. Такое направление исследования и оценки по большей части относят к маркетингу, имеющему такие этапы:

• формулировка проблемы исследования;

• сбор информации; подготовка и обработка данных;

• принятие итогового решения.

С учетом теоретико-методических положений маркетингового направления целесообразно выделить ряд факторов, влияющих на эффективность функционирования аптечной сети в качестве объекта управления. Один из таких факторов — поведение клиентов, которые при опросе выделили самые значимые факторы. Благодаря этим факторам потребители выбирают именно эту аптечную сеть.

Согласно мнению респондентов, главные факторы, которые влияют на выбор аптеки, таковы: отсутствие очередей, удобный режим работы и внимательное отношение работников к клиентам, что является весомым фактором с учетом психотипов покупателей, также рассмотренных в ходе исследования.

Следующий этап — сегментация клиентов, которую проводят различными способами, среди них и кластерный анализ. Следствие таких процедур — образование групп/кластеров схожих объектов. В маркетинге кластерный анализ может привлекаться для сегментации клиентов или рынка; понимания поведенческого фактора потребителей (идентификации похожих групп клиентов); прогнозирования потенциалов для нового товара (в границах рынка конкурентоспособных товаров).

Реализация кластерного анализа включает следующие этапы: определение проблемы (при этом осуществляется выбор переменных); определение набора тех переменных, на основе которых будет реализована кластеризация; определение меры сходства, метода измерения расстояния.

При помощи сегментации потребителей организация может осуществить несколько принципов целевого маркетинга, реализовать формирование рыночного предложения в соответствии со всеми потребностями целевой аудитории. Благодаря такому подходу можно понять поведение клиентов, рыночных процессов, а также конкурентной ситуации и ведущих направлений развития рынка продуктов и услуг.

Для Цитирования:
Игорь Яковлевич Соболев, Изучение воздействия поведения клиентов на эффективность деятельности аптечной сети . Экономист лечебного учреждения. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: