На сегодняшний день проблема сохранения зрения молодого поколения является одним из актуальнейших вопросов не только в области здравоохранения, но и в сфере образования. Особенно эта проблема приобрела значимость в условиях интенсификации обучения современных школьников. В связи с этим изучение состояния зрения обучающихся и разработка мер по предупреждению его нарушений является одной из самых актуальных направлений в работе как системы образования, так и государства в целом. Это подразумевает непосредственное участие административного персонала и педагогов образовательных организаций в реализации мероприятий по охране зрения школьника.
Состояние зрительной системы является одним из основных факторов, определяющих не только состояние здоровья, но и качество жизни человека, в том числе профессиональное будущее современного школьника [1–4].
Наиболее распространенными нарушениями зрения у детей, приводящими к его снижению, являются такие дефекты рефракции, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм, и связанные с этими состояниями амблиопия (ленивый глаз) и косоглазие [5].
К сожалению, за последние десятилетия отмечено увеличение распространенности нарушений зрения, особенно такой патологии, как близорукость, или миопия. Миопия наблюдается у трети населения планеты. При этом в процессе обучения в школе количество учеников с миопией увеличивается в несколько раз [6, 7]. В настоящее время существует специальный термин — «школьная близорукость (миопия)». По данным многих исследователей, проблемы со зрением начинаются у детей с момента поступления в школу, и эта тревожная тенденция выявляется сегодня во всём мире [5, 8–10]. Если раньше миопия встречалась чаще у старшеклассников, то за последнее десятилетие можно констатировать, что чаще данную патологию можно обнаружить уже в младшем школьном возрасте [7, 11]. В подтверждение факта о неблагоприятном влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся было выявлено, что при поступлении в школу нарушениями зрения страдают чуть более 3 % детей, при переходе в старшую школу процент детей достигает 10 %, а к 9-му классу миопией страдают уже более 60 % школьников (1/3 мальчиков и 2/3 девочек), причем у большинства из них отмечается высокая степень миопии [6].