По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.71 DOI:10.33920/med-08-2006-06

Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений зрения обучающихся

И. В. Рябова канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 129226, г. Москва, Россия, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4; Е-mail: info@mgpu.ru
Т. А. Соболевская канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 129226, г. Москва, Россия, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4; Е mail: info@mgpu.ru
Н. Н. Нежкина д-р мед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 129226, г. Москва, Россия, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4; Е-mail: info@mgpu.ru
Д. Н. Черногоров канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры адапталогии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 129226, г. Москва, Россия, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4; Е-mail: info@mgpu.ru
О. М. Зверев канд. хим. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности института естествознания и спортивных технологий, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 129226, г. Москва, Россия, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4; Е-mail: info@mgpu.ru

Проблема сохранения зрения молодого поколения является одним из актуальнейших вопросов не только в области здравоохранения, но и в сфере образования. Особенно эта проблема приобрела значимость в условиях интенсификации обучения современных школьников. К сожалению, за последние десятилетия отмечено увеличение распространенности нарушений зрения у детей. В настоящее время существует специальный термин — «школьная близорукость (миопия)». По данным многих исследователей, проблемы со зрением начинаются у детей с момента поступления в школу, и эта тревожная тенденция выявляется сегодня во всём мире. В статье представлены результаты опроса педагогов школ г. Москвы, проведенного в январе 2020 г. с целью выявления уровня и содержания их знаний о нарушениях зрения, осведомленности в вопросах охраны зрения и методах работы с обучающимися, а также запроса на обучение навыкам организации деятельности, направленной на профилактику и коррекцию нарушений зрения школьников. В опросе приняли участие 387 педагогов из московских школ (31 образовательного комплекса из разных административных округов г. Москвы). Полученные данные анкетирования подтверждают, что на сегодняшний день в общеобразовательных организациях работа по охране зрения детей носит эпизодический характер или не проводится. Причинами этого являются недостаточный уровень знаний и отсутствие специальной подготовки педагогов в вопросах охраны зрения школьников. Всё вышеизложенное подтверждает актуальность организации мероприятий в образовательных организациях по охране зрения, диктует необходимость разработки как методического сопровождения, так и образовательных программ для педагогов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения школьников.

Литература:

1. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков — залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) (обзорная статья). Вестник РАМН. 2014; 69 (5–6): 65–70.

2. Голикова А. А. Качество жизни подростков с нарушениями зрения (обзорная статья) Вестник психотерапии. 2015; 56 (61): 90–97.

3. Ермашова А. А., Коновалова Н. А., Бреднева А. И., Коновалова О. С., Пономарева М. Н., Коммер А. С. Состояние здоровья детей в подростковом возрасте (обзорная статья). Альманах клинической медицины. 2015; 36: 90–92.

4. Brown M. M., Brown C. C., Sharma S. Quality of Life Associated with Unilateral and Bilateral Good Vision (review article). Ophthalmology. 2001; 108 (4): 643–648.

5. Morgan I. G, Ohno-Matsui K., Saw S. M. Myopia (Review article). Lancet. 2012; 379 (9827): 1739–1748.

6. Манюхин А. И., Кретова И. Г., Серебрякова Н. Б., Русанова М. Е. Влияние образовательного процесса на состояние здоровья учащихся (обзорная статья). Вестник Самарского университета. Естественнонаучная серия. 2007; 8 (58): 153–161.

7. Чупров А. Д., Воронина А. Е., Петросян Э. А. Состояние зрения детей начальной школы (обзорная статья). Практическая медицина. 2018; 16 (4): 189–193.

8. Ellwein L. B. Case finding for refractive errors: Assessment of refractive error and visual impairment in children (review article). Community Eye Health. 2002; 15 (43): 37–38.

9. Resnikoff S., Pascolini D., Mariotti S. P., Pokharel G. P. Global magnitude of visual impairment caused by uncorrected refractive errors in 2004 (review article). Bull World Health Organ. 2008; 86: 63–70.

10. Sun H. P., Li A., Xu Y., Pan C. W. Secular trends of reduced visual acuity from 1985 to 2010 and disease burden projection for 2020 and 2030 among primary and secondary school students in China (review article). JAMA Ophthalmol. 2015; 133 (3): 262–268.

11. Либман Е. С., Рязанов Д. П., Калеева Э. В. Инвалидность вследствие нарушения зрения в России (обзорная статья). РООФ. 2012; 2: 797–798.

12. Малярчук Н. Н. Здоровье учителя: как его сохранить и усилить? (обзорная статья) Народное образование. 2014; 6: 219–228.

13. Неретин В. Ф. Духовное здоровье и культура учителя как основа здоровья поколений (обзорная статья). Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014; 27: 50–53.

14. Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Москва: Педагогическое общество России. 2007, 192 с.

15. Сопко Г. И., Бахтин Ю. К., Пазыркина М. В. Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете (обзорная статья). Приволжский научный вестник. 2014; 1 (29): 99–102.

16. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. Москва: НЦЗД РАМН. 2009, 240.

17. Синельников И. Ю. Состояние здоровья российских школьников: факторы влияния, риски, перспективы (обзорная статья). Наука и школа. 2016; 3: 155–164.

18. Мирская Н. Б. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников (обзорная статья). Вопросы современной педиатрии. 2014; 3 (13): 44–50.

19. Чупров А. Д., Воронина А. Е., Петросян Э. А. Профилактика снижения зрения школьников младшего возраста (обзорная статья). Вестник оренбургского государственного университета. 2018; 4 (216): 95–100.

20. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В. Р. и д.м.н. Храмцова П. И.). Москва: НЦЗД. 2012: 181с.

1. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Ilyin A. G. Preservation and strengthening of adolescent health — the key to stable development of society and the state (the state of the problem) (Review article). Vestnik RAMN (Bulletin of the RAMS). 2014; 69 (5–6): 65–70. (in Russian)

2. Golikova A. A. Quality of life of adolescents with visual impairments (review article). Vestnik psikhoterapii (Bulletin of psychotherapy). 2015; 56 (61): 90–97. (in Russian)

3. Ermashova A. A., Konovalova N. A., Bredneva A. I., Konovalova O. S., Ponomareva M. N., Kommer A. S. State of health of children in adolescence (review article). Al'manakh klinicheskoi meditsiny (Almanac of clinical medicine). 2015; 36: 90–92. (in Russian)

4. Brown M. M., Brown C. C., Sharma S. Quality of Life Associated with Unilateral and Bilateral Good Vision (review article). Ophthalmology. 2001; 108 (4): 643–648.

5. Morgan I. G, Ohno-Matsui K., Saw S. M. Myopia (review article). Lancet. 2012; 379 (9827): 1739–1748.

6. Manyukhin A. I., Kretova I. G., Serebryakova N. B., Rusanova M. E. Influence of the educational process on the health of students (review article). Vestnik Samarskogo universiteta. Estestvennonauchnaya seriya (Bulletin of the Samara University. Natural science series). 2007; 8 (58): 153–161. (in Russian)

7. Chuprov A. D., Voronina A. E., Petrosyan E. A. The state of vision of primary school children (review article). Prakticheskaya meditsina (Practical medicine). 2018; 16 (4): 189–193. (in Russian)

8. Ellwein L. B. Case finding for refractive errors: Assessment of refractive error and visual impairment in children (review article). Community Eye Health. 2002; 15 (43): 37–38.

9. Resnikoff S., Pascolini D., Mariotti S. P., Pokharel G. P. Global magnitude of visual impairment caused by uncorrected refractive errors in 2004 (review article). Bull World Health Organ. 2008; 86: 63–70.

10. Sun H. P., Li A., Xu Y., Pan C. W. Secular trends of reduced visual acuity from 1985 to 2010 and disease burden projection for 2020 and 2030 among primary and secondary school students in China (review article). JAMA Ophthalmol. 2015; 133 (3): 262–268.

11. Libman E. S., Ryazanov D. P., Kaleeva E. V. Disability due to visual impairment in Russia (review article). ROOF (RNOF). 2012; 2: 797–798. (in Russian)

12. Malyarchuk N. N. Teacher's Health: how to preserve and strengthen it? (review article). Narodnoe obrazovanie (Public education). 2014; 6: 219–228. (in Russian)

13. Neretin V. F. Spiritual health and culture of the teacher as the basis of health of generations (review article). Sborniki konferentsii NITs «Sotsiosfera» (Collections of conferences of SIC «Sociosphere»). 2014; 27: 50–53. (in Russian)

14. Pidkasistyj P. I., VorobievаN.А. To Prepare students for creative pedagogical work. Moscow: Pedagogical society of Russia. 2007, 192. (in Russian)

15. Sopko G. I., Bakhtin Y. K., Pazyrkina M. V. The importance of forming a health culture in a pedagogical University (review article). Privolzhskii nauchnyi vestnik (Privolzhsky scientific journal). 2014; 1 (29): 99–102. (in Russian)

16. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova M. I. Hygiene problems of school innovations. Moscow: NCZD RAMS. 2009, 240. (in Russian)

17. Sinel'nikov I. Yu. Health status of Russian schoolchildren: factors of influence, risks, prospects. (review article). Nauka i shkola (Science and school). 2016; 3: 155–164. (in Russian)

18. Mirskaya N. B. Prevention and correction of visual organ disorders and diseases in modern schoolchildren. (review article). Voprosy sovremennoi pediatrii (Current Pediatrics). 2014; 3 (13): 44–50. (in Russian)

19. Chuprov A. D., Voronina A. E., Petrosyan E. A. Prevention of vision loss in young school children (review article). Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of OSU). 2018; 4 (216): 95–100. (in Russian)

20. Guidelines for the diagnosis and prevention of school-related diseases, improvement of children's health in educational institutions (ed. Kuchmy V. R., Khramtsova P. I.). Moscow: NCZD.2012, 181. (in Russian)

На сегодняшний день проблема сохранения зрения молодого поколения является одним из актуальнейших вопросов не только в области здравоохранения, но и в сфере образования. Особенно эта проблема приобрела значимость в условиях интенсификации обучения современных школьников. В связи с этим изучение состояния зрения обучающихся и разработка мер по предупреждению его нарушений является одной из самых актуальных направлений в работе как системы образования, так и государства в целом. Это подразумевает непосредственное участие административного персонала и педагогов образовательных организаций в реализации мероприятий по охране зрения школьника.

Состояние зрительной системы является одним из основных факторов, определяющих не только состояние здоровья, но и качество жизни человека, в том числе профессиональное будущее современного школьника [1–4].

Наиболее распространенными нарушениями зрения у детей, приводящими к его снижению, являются такие дефекты рефракции, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм, и связанные с этими состояниями амблиопия (ленивый глаз) и косоглазие [5].

К сожалению, за последние десятилетия отмечено увеличение распространенности нарушений зрения, особенно такой патологии, как близорукость, или миопия. Миопия наблюдается у трети населения планеты. При этом в процессе обучения в школе количество учеников с миопией увеличивается в несколько раз [6, 7]. В настоящее время существует специальный термин — «школьная близорукость (миопия)». По данным многих исследователей, проблемы со зрением начинаются у детей с момента поступления в школу, и эта тревожная тенденция выявляется сегодня во всём мире [5, 8–10]. Если раньше миопия встречалась чаще у старшеклассников, то за последнее десятилетие можно констатировать, что чаще данную патологию можно обнаружить уже в младшем школьном возрасте [7, 11]. В подтверждение факта о неблагоприятном влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся было выявлено, что при поступлении в школу нарушениями зрения страдают чуть более 3 % детей, при переходе в старшую школу процент детей достигает 10 %, а к 9-му классу миопией страдают уже более 60 % школьников (1/3 мальчиков и 2/3 девочек), причем у большинства из них отмечается высокая степень миопии [6].

Для Цитирования:
И. В. Рябова, Т. А. Соболевская, Н. Н. Нежкина, Д. Н. Черногоров, О. М. Зверев, Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений зрения обучающихся. Санитарный врач. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: