По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616

Изучение темы «Реактивные (стрессовые) расстройства» в медицинском вузе на примере произведений А.С. Пушкина

Захарычева Татьяна Адольфовна профессор, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом ФПК и ППС, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России, Хабаровск, e-mail: dolika@inbox.ru
Широкова Александра Сергеевна врач-невролог консультативного отделения КГБУЗ КДЦ «Вивея» Министерства здравоохранения Хабаровского края, Хабаровск, е-mail: a.s.shirokova@mail.ru
Маховская Татьяна Григорьевна доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, медицинского страхования и государственного контроля в сфере здравоохранения, ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ», заведующая отделением неврологии, мануальной терапии и рефлексотерапии, ФГБУ «Поликлиника № 1» Управления делами Президента РФ, Москва, e-mail: makhovskayat@mail.ru

В статье предложен методический ресурс образования для обучения студентов медицинских вузов по дисциплине «Психология стресса». Ситуационные задачи представлены классическими, небольшими по объему художественными произведениями А.С. Пушкина. Важная информация, подкрепленная точными и красиво сформулированными высказываниями авторитетного автора, несомненно, имеет максимальный обучающий и воспитательный эффект. Метод позволяет не только теоретически изучить дисциплину, но с помощью 21 вопроса проверить усвоение знаний студентами и повысить качество образовательной и культурной подготовки будущих специалистов.

Литература:

1. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. — СПб.: Речь, 2006. — 248 с.

2. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учебн. для студ. мед. вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — С. 67–71.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 432 с.

4. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: учебник. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — С. 91–93.

5. Пушкин А.С. Избранные произведения в двух томах. — Т. 1. — М.: Художественная литература, 1965. — 480 с.

6. Психиатрические аспекты неврологических заболеваний: подходы к ведению больных / под ред. К.Г. Ликетсоса, П.В. Рэбинса, Дж.Р. Липси, Ф.Р. Слэвни; пер. с англ.; под ред. акад. РАН Н.Н. Яхно. — М.: МЕДпресс-информ, 2017. — 328 с.

7. Психиатрия. Национальное рук-во. Краткое издание / под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова и др.; отв. ред. Ю.А. Александровский. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — С. 483–523.

8. Справочник по формулированию клинического диагноза болезней нервной системы / под ред. В.Н. Штока, О.С. Левина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2013. — 504 с.

9. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное рук-во. Краткое изд. / под ред. Г.Н. Пономаренко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — С. 257–259.

Актуальность проблемы неврозов и реактивных (стрессовых) расстройств в практике врача обусловлена ростом числа пациентов с такими заболеваниями в обществе. В современных условиях существенно возрастает роль специалистов, которые умеют своевременно выявлять у своих пациентов (клиентов) первые признаки начинающегося стресса и принимать соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции [2, 3, 4, 7, 9].

Реактивные (стрессовые) расстройства связаны преимущественно с психологическими (психогенными) причинами и внешними (экзогенными) факторами. Они представлены в «Международной классификации болезней» 10-го пересмотра (МКБ-10) в рубрике F43 («Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации») и включают острую реакцию на стресс (F43.0), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1) и расстройство приспособительных реакций (F43.2) [1, 8].

Диагностика и лечение неврозов и реактивных (стрессовых) расстройств — это прерогатива психиатров. Однако широкая распространенность такой патологии, ее пограничный характер и социальные последствия требуют знакомства с невротическими расстройствами врачей других специальностей, в первую очередь неврологов [6, 8].

Учебная дисциплина «Психология стресса» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является обязательной для подготовки психологов по специальностям «Общая психология» и «Клиническая психология». Студенты вузов обычно изучают психологию стресса в 8–9 семестрах.

В процессе обучения на лекциях, семинарах и практических занятиях студенты должны овладеть необходимым объемом теоретических знаний в области стресса и приобрести практические умения и навыки по управлению стрессом.

Главное — учебная информация должна быть активно воспринята и усвоена, поэтому один из принципов дидактики гласит: обучение должно быть интересным и эмоциональным.

Задача педагога медицинского вуза — сформировать у будущего специалиста клиническое мышление — последовательность сбора информации, ее осмысление, этапы принятия решения.

Для Цитирования:
Захарычева Татьяна Адольфовна, Широкова Александра Сергеевна, Маховская Татьяна Григорьевна, Изучение темы «Реактивные (стрессовые) расстройства» в медицинском вузе на примере произведений А.С. Пушкина. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: