Актуальность проблемы неврозов и реактивных (стрессовых) расстройств в практике врача обусловлена ростом числа пациентов с такими заболеваниями в обществе. В современных условиях существенно возрастает роль специалистов, которые умеют своевременно выявлять у своих пациентов (клиентов) первые признаки начинающегося стресса и принимать соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции [2, 3, 4, 7, 9].
Реактивные (стрессовые) расстройства связаны преимущественно с психологическими (психогенными) причинами и внешними (экзогенными) факторами. Они представлены в «Международной классификации болезней» 10-го пересмотра (МКБ-10) в рубрике F43 («Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации») и включают острую реакцию на стресс (F43.0), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1) и расстройство приспособительных реакций (F43.2) [1, 8].
Диагностика и лечение неврозов и реактивных (стрессовых) расстройств — это прерогатива психиатров. Однако широкая распространенность такой патологии, ее пограничный характер и социальные последствия требуют знакомства с невротическими расстройствами врачей других специальностей, в первую очередь неврологов [6, 8].
Учебная дисциплина «Психология стресса» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является обязательной для подготовки психологов по специальностям «Общая психология» и «Клиническая психология». Студенты вузов обычно изучают психологию стресса в 8–9 семестрах.
В процессе обучения на лекциях, семинарах и практических занятиях студенты должны овладеть необходимым объемом теоретических знаний в области стресса и приобрести практические умения и навыки по управлению стрессом.
Главное — учебная информация должна быть активно воспринята и усвоена, поэтому один из принципов дидактики гласит: обучение должно быть интересным и эмоциональным.
Задача педагога медицинского вуза — сформировать у будущего специалиста клиническое мышление — последовательность сбора информации, ее осмысление, этапы принятия решения.