По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.23 DOI:10.33920/med-03-2410-04

Изучение профессионального выгорания педагогов-дефектологов специализированных учреждений школьного и начального профессионального образования (детерминанты развития, диагностика, профилактика)

Суворов Вадим Германович Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»), Проспект Буденного, дом 31, г. Москва, Россия, 105275, e-mail: niimt@niimt.ru, заведующий отделением реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний, доктор медицинских наук, e-mail: margo-183@rambler.ru
Белова Татьяна Олеговна Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»), Проспект Буденного, дом 31, г. Москва, Россия, 105275, e-mail: niimt@niimt.ru, младший научный сотрудник отделения реабилитации профессиональных и неинфекционных заболеваний
Суворова Кира Осиповна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Российская Медицинская Академия Непрерывного Профессионального образования Министерства Здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ДПО «РМАНПО» Минздрава России), ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, г. Москва, 125993, e-mail: rmapo@rmapo.ru, доцент кафедры профпатологии и производственной медицины, кандидат медицинских наук

Представлены результаты исследования психологических особенностей эмоционального «выгорания» у 55 учителей-олигофренопедагогов. Установлено, что у этой категории обследуемых по сравнению с педагогами массовых образовательных учреждений отмечается более частое и раннее формирование синдрома эмоционального «выгорания» с преобладанием фаз напряжения и истощения, приводящим к выраженным психологическим нарушениям.

Литература:

1. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении — СПб.: Питер, 2009. — 278 с.

2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–103.

3. Водопьянова Н. А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. –336с.

4. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психологический журнал. –2004. –Т.25. –№ 2. –С.86–92.

5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Флинта, — 2001. — 192 с.

6. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. С. 68–74

7. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С.45–55.

8. Рыжов А. Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуз — Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2009. — 214с.

9. Сипко Г. В. Гигиенические принципы профилактики психосоматической патологии у работников административно-управленческого аппарата. Автореф. дис.…канд. мед. наук. — Москва, 2003. –24 с.

10. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: Проблемы и перспективы. — Ставрополь, 1993. — С.75–76.

11. Филина С. П. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. — 2003. — № 36. — С.-18–19.

12. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. С. 57–63

13. Янданова Т. И. Психологический анализ самооценки учителя-дефектолога // Дефектология. — 2001. — № 2. — С.37–43.

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. –2001. –Vol. 52. — P.397–422.

15. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. –1999. –Vol. 60. –P 5.

1. Boiko V.V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia v professionalnom obshchenii [Burnout syndrome in professional communication]. — SPb.: Peter, 2009. — 278p. (In Russ.)

2. Borisova M.V. Psikhologicheskie determinanty fenomena emotsionalnogo vygoraniia u pedagogov [Psychological determinants of the phenomenon of emotional burnout among teachers] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 2005. — No. 2. — P. 96–103. (In Russ.)

3. Vodopianova N. A. Sindrom vygoraniia: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. — SPb.: Peter, 2005. — 336 p. (In Russ.)

4. Leonova A. B. Kompleksnaia strategiia analiza professional’nogo stressa: ot diagnostiki do korrektsii [Complex strategy for the analysis of professional stress: from diagnosis to correction] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal]. –2004. –Vol. 25. — № 2. — P. 86–92. (In Russ.)

5. Mitina L. M., Asmakovets E. S. Emotsionalnaia gibkost uchitelia: psikhologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrektsiia [Emotional flexibility of a teacher: psychological content, diagnostics, correction]. — M.: Flint. — 2001. — 192 p. (In Russ.)

6. Prokhorov A.O. Psikhicheskie sostoianiia shkolnikov i uchitelia v protsesse ikh vzaimodeistviia na uroke [Mental states of schoolchildren and teachers in the process of their interaction at the lesson] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 1990. — No. 6. P. 68–74. (In Russ.)

7. Rean A. A., Baranov A. A. Faktory stressoustoichivosti uchitelei [Factors of stress resistance of teachers // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 1997. — No. 1. — P. 45–55. (In Russ.)

8. Ryzhov A. Ia. Fiziologicheskaia kharakteristika prepodavatelskogo truda i ego optimizatsiia v usloviiakh vuza [Physiological characteristics of teaching work and its optimization in the conditions of a higher educational institution]. — Tver: Publishing house of the Tver State University, 2009. — 214p. (In Russ.)

9. Sipko G.V. Gigienicheskie printsipy profilaktiki psikhosomaticheskoi patologii u rabotnikov administrativno-upravlencheskogo apparata [Hygienic principles for the prevention of psychosomatic pathology in administrative staff ]. Abstract of thesis for the degree of PhD Candidate in Medicine. — Moscow, 2003. — 24 p. (In Russ.)

10. Ulybina E.V. Problemy agressii uchitelia-professionala [Problems of aggression of a professional teacher] // Stanovlenie lichnosti uchitelia-professionala: Problemy i perspektivy [Formation of the personality of a professional teacher: Problems and prospects]. — Stavropol, 1993. — P. 75–76. (In Russ.)

11. Filina S. P. O «sindrome professionalnogo vygoraniia» i tekhnike bezopasnosti v rabote pedagogov i drugikh spetsialistov sotsialnoi sfery [On the «professional burnout syndrome» and safety measures in the work of teachers and other specialists in the social sphere] // Shkolnyi psikholog [School psychologist]. — 2003. — No. 36. — P. 18–19. (In Russ.)

12. Formaniuk T.V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia kak pokazatel professionalnoi dezadaptatsii uchitelia [Burnout syndrome as an indicator of the teacher’s professional maladjustment] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. — 1994. — No. 6. P. 57–63. (In Russ.)

13. Iandanova T. I. Psikhologicheskii analiz samootsenki uchitelia-defektologa [Psychological analysis of the self-esteem of a special needs teacher] // Defektologiia [Defectology]. — 2001. — No. 2. — P. 37–43. (In Russ.)

14. Maslach C. Job Burnout // Annual Review of Psychology. –2001. –Vol. 52. — P. 397–422.

15. Ramsey R.D. How to stay fresh on the job // Supervision. –1999. –Vol. 60. –P. 5.

Последние годы в профпатологии активно развивается проблема синдрома эмоционального «выгорания» (СЭВ) у работников, занятых в различных профессиональных областях, работающих в системе «человек — человек» [2, 3, 4, 14, 15]. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в ответ на воздействие хронического производственного стресса возникает истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника, следствием чего является не только нарушение психического здоровья, но и развитие разнообразной соматической патологии [8, 9].

Многочисленные публикации посвящены выяснению распространения, особенностей формирования и структуры СЭВ у учителей массовых образовательных учреждений [5, 6, 7]. Однако недостаточно изучена эта проблема у лиц, осуществляющих образовательную деятельность в области коррекционной педагогики. Имеются лишь единичные работы, касающиеся проблемы СЭВ педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с нарушением слуха и зрения [12, 13]. Исследований СЭВ у олигофренопедагогов, работающих со сложной категорией детей с интеллектуальными нарушениями, в доступной нам литературе нами не обнаружено. Необходимо учитывать специфику работы олигофренопедагогов: постоянный напряжённый контроль за доступностью подачи учебного материала, повышенную степень ответственности за детей, что приводит к значительному возрастанию интенсивности воздействия стрессорных агентов [10, 11].

Отсутствие достаточной изученности данной проблемы, не позволили создать адекватную систему профилактических мероприятий, которая могла бы предотвратить и скорректировать негативные последствия влияния профессионального стресса на личность олигофренопедагога и улучшить качество профессиональной деятельности и жизни.

Задачей нашего исследования являлось изучение психологических особенностей формирования и структуры СЭВ у олигофренопедагогов с целью дальнейшей разработки путей коррекции психического здоровья.

Обследовано 55 женщин в возрасте от 21 до 40 лет, имеющих высшее профессиональное образование в области дефектологии и специальность «учитель-олигофренопедагог». Из 55 олигофренопедагогов 45 человек работали в основных специализированных учреждениях в рамках школьного и начального профессионального образования типа колледжей и 10 олигофренопедагогов — в центрах психолого-медико-педагогической помощи, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность в рамках адаптации особо сложному контингенту, который не может обучаться в основных специализированных учреждениях. Обследуемые педагоги специальных коррекционных образовательных учреждений обучали детей в возрасте от 7 до 22 лет, имеющих различную степень умственной отсталости в результате органического поражения центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы или в результате генетических, наследственных заболеваний.

Для Цитирования:
Суворов Вадим Германович, Белова Татьяна Олеговна, Суворова Кира Осиповна, Изучение профессионального выгорания педагогов-дефектологов специализированных учреждений школьного и начального профессионального образования (детерминанты развития, диагностика, профилактика). ГЛАВВРАЧ. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: