По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2309-03

Изучение потребительского опыта приобретения лекарственных препаратов на современном этапе

Шаховский Тимофей Олегович магистр кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, Института социальных наук, Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России, г. Москва
Вяткина Надежда Юрьевна старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России, ФГОБУ ПО «Финансовый университет» при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, ORCID: http://orcid.org/0000‑0003‑3647‑0066, e-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru

Современные сервисы поиска и приобретения лекарственных препаратов обладают разнообразным возможностями, позволяющими сделать интернет-сервис удобным для использования [1, 2]. Отмечается, что потребители интернет-аптек в период пандемии стали чаще использовать сервис доставки лекарственных препаратов, что подтолкнуло к активному развитию указанного направления. В постпандемийный период сохранилась тенденция прироста использования интернет-аптек, однако значительная часть потребителей по-прежнему отдают предпочтение самовывозу из традиционной точки продаж при заказе посредством цифровых технологий. Авторское исследование описывает различный потребительский опыт приобретения лекарственных препаратов с целью прогноза создания интернет-сервисов в аптечном сегменте фармацевтического рынка.

Литература:

1. Приборкина И. Рынок онлайн-аптек вырос на треть [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.comnews.m/content/220196/2022-05-13/2022-w19/rymk-onlayn-aptek-vyшs-tret

2. Ozawa S, Billings J, Sun Y, Yu S, Penley B. COVID-19 Treatments Sold Online Without Prescription Requirements in the United States: Cross-sectional Study Evaluating Availability, Safety and Marketing of Medications. J Med Internet Res. 2022 Feb 16; 24 (2): e27704. DOI: 10.2196/27704. PMID: 34662286; PMCID: PMC8852626.

3. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: руководство. М.: Медицина, 2003; 1048 с.: илл. ISBN 5-225-04126-4

1. Priborkina I. Rynok onlain-aptek vyros na tret [The online pharmacy market has grown by a third] [Electronic resource]. — Available at: https:// www.comnews.m/content/220196/2022-05-13/2022-w19/rymk-onlayn-aptek-vyшs-tret. (In Russ.)

2. Ozawa S, Billings J, Sun Y, Yu S, Penley B. COVID-19 Treatments Sold Online Without Prescription Requirements in the United States: Cross-sectional Study Evaluating Availability, Safety and Marketing of Medications. J Med Internet Res. 2022 Feb 16;24 (2):e27704. doi: 10.2196/27704. PMID: 34662286; PMCID: PMC8852626.

3. Reshetnikov A.V. Mediko-sotsiologicheskii monitoring: Rukovodstvo [Medical and sociological monitoring: Guide]. — M. Medicine, 2003. — 1048 p.: ill. — ISBN 5-225-04126-4. (In Russ.)

В период с февраля по май 2023 г. на базе кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук было организовано и проведено исследование с целью изучения потребительского опыта приобретения лекарственных препаратов на современном этапе [3]. В рамках эмпирического сбора было опрошено 329 москвичей. Для соответствия выборки структуре генеральной совокупности был произведен отбор респондентов из массива в каждой квоте путем шаговой выборки. В результате проделанной работы к анализу данных было допущено 207 анкет жителей города Москвы, распределение по квотам представлено в таблице.

В соответствии с указанными в таблице данными видно, что структура фактического сбора незначительно отличается от обозначенной в программе исследования структуры выборочной совокупности, что говорит о репрезентативности и возможности экстраполяции данных на всю структуру генеральной совокупности.

В структуре опрошенных большинство (56,5 %) являются женщинами, в то время как 43,5 % — мужчинами. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 18 до 92 лет, средний показатель — 44,6 лет. В возрастной структуре опрошенных наибольшая доля респондентов (44,9 %) относится к молодой возрастной группе. Показатель образования участников исследования демонстрирует высокий уровень: около 57,0 % имеют высшее образование, а еще около трети (28,5 %) — неполное высшее образование (рис. 1).

В структуре опрошенных почти половина (совокупно 48,8 %) проживают совместно с партнером: 42,0 % — в официально зарегистрированном браке и 6,8 % в качестве сожительства. Из числа остальных 38,2 % — холосты, 7,7 % — разведены, а еще 5,3 % имеют статус вдовца/вдовы (рис. 2).

Учитывая особенности выборочной совокупности, 13,5 % опрошенных на момент проведения опроса находились на пенсии. Из числа остальных около шестой части (12,6 %) были трудоустроены служащими и практически столько же (11,1 %) — научными работниками, преподавателями, учителями. Примечательно, что каждый десятый москвич указал руководящую должность (доля таковых составила 9,2 %), а еще 6,3 % вели предпринимательскую деятельность. Должность ИТР или специалиста указали 8,7 % москвичей, а 4,8 % отметили рабочую должность. Среди остальных можно выделить неработающую группу (учащийся, домохозяйка, безработный, совокупно 33,8 %).

Для Цитирования:
Шаховский Тимофей Олегович, Вяткина Надежда Юрьевна, Изучение потребительского опыта приобретения лекарственных препаратов на современном этапе. ГЛАВВРАЧ. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: