По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Изучение культурного наследия в музейном пространстве как специфический воспитательный инструмент: особенности и опыт

Калита Светлана Павловна директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре и образовании Российского университета дружбы народов (РУДН), доцент кафедры теории и истории культуры РУДН, кандидат культурологии, доцент, Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. Е-mail: sve-kalita@yandex.ru.

В статье делается попытка в первом приближении рассмотреть процессы изучения культурного наследия в музейном пространстве и осмыслить деятельность профессионального студенческого объединения с точки зрения его воспитательных функций. Делается предположение, что проблемы, связанные с изучением культурного наследия, позитивным образом влияют на формирование общекультурных компетенций будущих специалистов.

Литература:

1. Калита С.П. Музей вуза как структурный элемент вузовской социокультурной среды // Российский научный журнал. — 2014. — № 1 (39). — С. 144–148.

2. Онипко А.А. Противоречия самоопределения молодежи при выборе профессии в современном обществе / Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010». — М.: МАКС Пресс, 2010.

3. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — СПб., 2006. — 46 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — Т. 1: А — М. — М., 1993. — С. 89.

Серьезные социокультурные изменения в социуме, которые коснулись политической, социальной, экономической и других сфер жизни общества, а также системы образования, оказали серьезное влияние на ценностные ориентации современного студенчества. Да, сейчас идет процесс создания качественно новых экономических условий жизнедеятельности, процесс формирования принципиально новых социальных отношений. Но молодежь хочет жить здесь и сейчас.

Студенчество — это социальное сообщество с определенным общественным положением, ролью и статусом. Для этого сообщества характерны общность интересов, своя, студенческая субкультура и возрастная однородность. Но по причине особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студентов возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. До сих пор сохраняется проблема соотношения выбора будущей специальности потребностям рынка труда и тем самым способностям, которые обязательны для достижения успеха в определенной трудовой деятельности. В данный момент наличие диплома о высшем образовании не является залогом трудоустройства по специальности, ведь диплом в настоящее время — один из сопутствующих этому факторов [2, c. 17]. Сейчас для студентов очень важны материальные возможности, которые дает получаемая профессия, высокая оплата, значимость конкретных условий профессиональной деятельности, статус, карьерный рост. Это делает особенно важной и значимой воспитательную работу с современной молодежью.

Воспитательную работу в современном вузе необходимо проводить на разных уровнях, факультетах и разными способами, и чем больше разнообразие этих способов, тем больше возможности достучаться до прагматичных современных студентов. Воспитание музейными средствами также вносит свой вклад в общеуниверситетский образовательный процесс. Музей Российского университета дружбы народов — вузовский музей с присущими музеям такого рода особенностями и характеристиками. Помимо сугубо музейной работы, музей РУДН занимается активной культурно-образовательной деятельностью, организовывая различные мероприятия, экскурсии для разных категорий посетителей, в том числе и для иностранных студентов. К тому же вузовский музей часто посещают и московские школьники, которые планируют поступать в РУДН, и для них проводятся не только ознакомительные экскурсии, но и специальные музейные мероприятия. Закономерно, что этот университетский музей является очевидной площадкой для знакомства с музейной профессией и изучения музееведческих дисциплин на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН с 2002 года, с того времени, как в РУДН стала реализовываться образовательная программа «Искусства и гуманитарные науки».

Для Цитирования:
Калита Светлана Павловна, Изучение культурного наследия в музейном пространстве как специфический воспитательный инструмент: особенности и опыт. Ученый совет. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: