За последнее время стоматология как наука шагнула далеко вперед в своем развитии, врачам-стоматологам удалось достигнуть больших успехов в изучении этиологии, патогенеза, эпидемиологии, методов профилактики, диагностики и лечения поражений твердых тканей зубов, кариес и их осложнений. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является поиск способов профилактики изучение этиологии, патогенеза, эпидемиологии, методов профилактики, диагностики и лечения поражений твердых тканей зубов, кариес и их осложнений.
Эпидемиология также подтверждает многофакторность этого заболевания в России: распространенность кариеса зубов среди трехлетних детей колеблется в пределах 50– 60 %, а интенсивность по индексу КПУ зубов в пределах 2,5–3 [8]. У детей от 1 года до 5 лет с множественным кариозным поражением зубов в силу возрастных психофизиологических особенностей нет возможности провести полноценное и качественное лечение [6]. Поэтому уровень стоматологической помощи в данной возрастной категории остается очень низким [6]. Этиология и патогенез раннего детского кариеса — до рождения полость рта плода стерильна [6].
В первые дни жизни ребенка стрептококки являются единственными микроорганизмами, которые определяются и высеиваются из полости рта новорожденного, и в возрасте до 1 года они по численности составляют 70 % от всей микрофлоры [2, 8].
Однако просто присутствие S. mutans в полости рта ребенка недостаточно для развития кариеса (Burt et al.,1985; Loesche, 1986). Важную роль играет общее число оральной микрофлоры, а также ее соотношение [12]. Штаммы S. sanguinis преобладают в микробиоцинозе полости рта [12]. Эти микроорганизмы образуют колонии в ротовой жидкости и зубном налете, расположенном на поверхностях зубов, свободных от кариеса [2]. Ряд исследований показал, что S. sanguinis имеют низкий кариесогенный потенциал и могут выступать в роли антагонистов колонизации S. Mutans [12].
Лактобактерии также принимают участие в развитии кариозного процесса [8]. Они оказывают большое влияние на прогрессирование кариозных поражений [7].