Проблеме коморбидности шизофрении и злоупотребления психоактивных веществ в последнее время уделяется повышенное внимание на страницах различных психиатрических публикаций, что отражает не только дань научной моде, но и актуальность проблемы [1].
В современной литературе «коморбидность» определяется как «наличие двух или более синдромов (транссиндромальная коморбидность) или заболеваний (транснозологическая коморбидность) у одного больного, патогенетически взаимосвязанных между собой (патогенетическая коморбидность) или совпадающих по времени (хронологическая коморбидность)», «сочетание двух или нескольких самостоятельных заболеваний или синдромов, ни одно из которых не является осложнением другого» [2].
В настоящее время в клинической психиатрической и наркологической практике значительное место занимают пациенты с патологической зависимостью от психоактивных веществ, осложненной психической патологией, а также эндогенными процессуальными заболеваниями. Доля пациентов с патологической зависимостью от психоактивных веществ составляет, по различным оценкам, от 10 до 25 % [3]. Также можно отметить, что сохраняется устойчивая тенденция к их росту в последние десятилетия. Если в работах 1950–1960-х годов говорилось о 2–4 % больных шизофренией, имеющих наркотическую зависимость, то в последние годы эти показатели выросли до 20–25 % соответственно [4–6].
Отклоняющееся поведение больных подростковой шизофренией является результатом синергического взаимодействия различных факторов – онтогенетических, психопатологических, психологических, биологических и социальных, создающих предпосылки для формирования социальной дезадаптации [7].
Тема аддиктивных расстройств интенсивно разрабатывается, дискутируется и развивается в основном в рамках биомедицинской парадигмы. Предполагается, что в основе аддиктивных расстройств «лежат» общие механизмы, важным следствием наличия которых является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, причем нередко этот переход может восприниматься как «выздоровление» [8].