Эксперты попытались изучить связь дистанционного обучения в формате видеоконференций с возникновением так называемой Zoom-усталости.
Участниками исследования стали 100 студентов московских вузов в возрасте 17–24 лет. Их попросили ответить на ряд вопросов, связанных:
• с частотой использования Zoom и аналогичных платформ для участия в занятиях;
• состоянием после видеоконференций;
• отношением к такому формату учёбы;
• уровнем истощения и усталости от онлайн-обучения;
• уровнем эмоционального комфорта учащихся.
Выяснилось, что большинство респондентов принимали активное участие в онлайн-занятиях. При этом из-за отсутствия единого подхода к их организации число видеоконференций и продолжительность перерывов между ними различались в зависимости от университета.
Чаще всего опрошенные (43 %) участвовали в трёх видеоконференциях в день. Реже — в одной-двух (25 %) и четырёх-пяти (27 %).
Кроме того, учёные поинтересовались, каким было максимальное число онлайн-пар в день. Оказалось, что 41 % респондентов столкнулись с вынужденным участием в шести и более дистанционных занятиях. Остальным повезло больше — максимальное число видеоконференций для некоторых студентов составило четыре (25 %) или даже две-три (10 %) в день.
И хотя многие испытывали усталость от Zoom, 36 % опрошенных заявили, что такой формат их абсолютно устраивает. Ещё 56 % отметили, что были частично удовлетворены. Остальные же были совсем или частично недовольны им.
В основном респонденты хотели бы ограничиваться небольшим числом видеоконференций в день.
Помимо этого, стало известно, что у 84 % опрошенных продолжительность видеозанятий составляла полтора часа, а у 10 % — более двух. Однако многие студенты предпочли бы, чтобы пары в таком формате длились не более часа (30 %) или даже 30–45 минут (16 %).
Также выяснилось, что 66 % респондентов хотели бы учиться в смешанном режиме, 20 % — только очно, а ещё 14 % — исключительно дистанционно. По мнению авторов исследования, студенты предпочитают тот вид обучения, к которому адаптировались. Тем, кто адаптировался к дистанту, он нравится больше, чем традиционные занятия, и наоборот. Это подтвердили результаты теста на уровень усталости — её чаще испытывали учащиеся, которым хуже удалось адаптироваться к удалёнке.