Русские крестьянские вышивки — исключительная страница в мировой истории искусств — определяют нам наибольшую хронологическую глубину этого искусства и неопровержимо свидетельствуют о символическом и религиозном характере его первых иконографических слоев.
В. Воронов
Сдохристианских времен, да и в христианстве люди верили, что вещи, предметы быта, навесные украшения, одежда, украшенные символическими узорами, оберегают жилище и человека от злых духов, болезней, несут радость, здоровье и счастье. Обширная территория, на которой формировался русский народ (все его языковые группы), а позднее сложилось русское государство, является и этническим центром народа, откуда он постепенно расселялся главным образом на север, северо-восток и юго-восток.
Северная и особенно северо-западная часть центра (Новгородские земли) — место сложения северного великоруса с его своеобразным бытовым укладом. Крестьянская одежда и предметы бытового убранства украшались вышивкой. Национальное своеобразие определялось сочетанием состава одежды, материала, из которого она была пошита, покроя, способа ношения и декоративного украшения вышивкой, ткачеством. Крестьянская одежда значительно дольше и полнее сохраняла самобытные национальные и местные черты по сравнению с другими социальными группами русского населения.
Еще в XIX веке в различных регионах России декоративное убранство крестьянской одежды отличалось большой сложностью и многообразием украшений. Вышивка на рубахах, сарафанах, завесках, головных уборах и других предметах одежды, в том числе и на предметах бытового убранства, имела свои особенности в связи с назначением. Исходя из этого объектом исследования стало декоративное убранство народной одежды и предметов быта XVIII века, распространенное в Северо-Западном регионе и отражающее специфику искусства вышивки Русского Севера. Предметом исследования — сюжеты и изобразительные орнаментальные мотивы в традиционном русском костюме и предметах бытового убранства.