Сегодня можно смело утверждать, что будущее энергетики нашей страны за интеллектуальными сетями, или Smart Grid. В представлении обывателя технология передачи и учета электроэнергии от поставщика к потребителю все еще выглядит максимально примитивно: линия электропередачи со счетчиком потребления и лампочкой на конечном участке. Возможно, так было в годы появления «лампочек Ильича». Однако сети XXI в. устроены гораздо сложнее, и к ним предъявляются очень жесткие требования.
Современные интеллектуальные электрические сети неразрывно связаны с информационными технологиями, телекоммуникациями, сложными системами противоаварийной автоматики. Чтобы построить такую систему, нужно придерживаться определенной стратегии, все элементы сети должны быть взаимосвязаны, обеспечивая постоянный обмен данными о передаче, потреблении и о состоянии всех элементов энергосистемы в целом. Информация должна передаваться практически так же, как электроэнергия, – в режиме онлайн.
Такая стратегия построения «умных сетей» уже на протяжении нескольких лет реализуется в филиале ПАО «МРСК Центра» – Белгородэнерго, укладываясь в общую концепцию «умного города», принятую областными властями в отношении Белгорода. Она подразумевает более плотное взаимодействие с потребителем в части электроснабжения, энергосбережения и ряда других аспектов, и в большей степени нацелена на повышение надежности электросетевого комплекса и качества предаваемой электроэнергии.
Говоря о проектах «умных городов», следует помнить, что «умные сети» – это лишь составляющая часть проекта. Кроме электроэнергии, есть тепловая энергия и прочие коммунальные услуги – водоотведение, водоснабжение, горячее водоснабжение, вывоз мусора, системы безопасности и т. д. Концепцией «умного города» должно быть предусмотрено сбалансированное развитие и качественное улучшение с применением современных технологий каждого из этих направлений. Однако именно электроэнергетика на сегодня дальше других продвинулась по пути интеллектуализации, что в конечном итоге способствует повышению качества жизни потребителей, являющихся полноценными звеньями этой «умной» цепи.