Наиболее совершенен электрический метод оценки состояния соединителя штангой (рис. 1). Измеряют падение напряжения в соединителе и сравнивают с падением напряжения в целом месте провода. Если отношение этих величин превышает 2, то соединитель немедленно заменяют. Сопротивления соединений проводов на линиях напряжением 35 кВ измеряют в следующие сроки: медных, алюминиевых и сталеалюминевых, выполненных методом прессования и обжатия, – один раз в шесть лет, переходных соединений для проводов из разных металлов и болтовых зажимов – ежегодно.
Особое внимание следует уделять состоянию изоляторов и их электрической прочности. Прежде всего, нужно следить за целостностью их поверхности, осматривая ее в бинокль. Изоляторы, на которых обнаружены повреждения (трещины, отбита юбка, ребро), заменяют. В первую очередь нужно заменять изоляторы, в которых есть трещины, идущие от края к головке [1].
Наиболее ответственными считают подвесные изоляторы, поэтому их следует подвергать электрическим испытаниям с помощью измерительной штанги. Испытания проводят перед пуском линии в эксплуатацию, а также через каждые шесть лет ее работы. Измерительная штанга оборудована двумя электродами, которые прикладывают к головке и серьге каждого изолятора в гирлянде во время работы линии. При наличии напряжения между шариками штанги происходит искра. У исправного изолятора искра проскакивает при определенном расстоянии между шариками. Однако у неисправного изолятора искра может либо не появиться вовсе, либо возникнуть при значительно меньшем расстоянии между шариками, чем у исправного изолятора. В случае обнаружения неисправных подвесных изоляторов во время испытаний, они должны быть заменены. Также более совершенная штанга, снабженная вольтметром, использование которого позволяет измерить напряжение на изоляторе, может быть использована для обнаружения неисправных изоляторов [2].
Изоляторы перекрываются чаще всего в сырую погоду вследствие загрязнения их поверхности. Особенно сильно загрязняются изоляторы линий, проходящих вблизи заводов, железнодорожных станций и в местах, где в воздухе содержится много пыли. Необходимо регулярно очищать изоляторы, протирая их тряпками или волосяными щетками при снятом напряжении. Если образовалась прочная пленка грязи, то изоляторы следует протирать тряпкой, смоченной водой или мыльным раствором [3].