Одним из критериев эффективности деятельности предприятий является качества продукции или оказываемых ими услуг. Качество продукции (услуги) — это оцененное потребителем в конкретный момент времени в каком-либо сегменте рынка превосходство ее по совокупности показателей аналогов за жизненный цикл, достигаемое за счет максимального удовлетворения потребностей человеческого общества при минимальном для него и природе ущербе [1].
На практике часто ставится задача оценки качества сравниваемых объектов. Например, при покупке транспортного средства перед предприятием стоит проблема выбора наиболее эффективного подвижного состава для той или иной перевозки, клиент транспортных услуг сталкиваются с проблемой выбора перевозчика и др. Решение таких многовариантных задач может быть упрощена, если лицо, принимающее решение (ЛПР) будет иметь в своем арсенале объективные инструменты оценки вариантов. По результатам оценки альтернативы могут быть ранжированы, и выбор лучшего среди них не представляет труда. При этом результаты оценки должны быть достоверными, иначе применение их вместо пользы может принести вред.
Для достижения высокого уровня качества транспортных услуг необходимо определить ее параметры и стандарты качества, обеспечить стимулирование их выполнения и создания высокоэффективных транспортных технологий, обеспечивающих принятые стандарты качества.
В вопросах повышения конкурентоспособности пассажирского транспорта важное значение имеет качество обслуживания пассажиров. Уверенность пассажиров в надежности и своевременности совершения поездки является одним из основных критериев оценки качественного обслуживания пассажиров. Движение автобусов по расписанию без нарушений регулярности создает условия гарантированной поездки населения во времени, что увеличивает спрос на перевозки и способствует повышению эффективности работы автобусного транспорта. Надежность и качество перевозок определяются своевременностью доставки, отсутствием срывов на маршруте, высокий уровень сохранности и безопасности перевозок.