В текущее сложное время государство решило поддержать участников госзакупок. С этой целью в мартеапреле был принят ряд нормативных документов. Мы попросили наших экспертов высказаться о введенных мерах поддержки, насколько они значимы, как повлияют на поставщиков и заказчиков, что можно еще изменить в системе госзакупок.
СЕРГЕЙ ЖДАНОВ, Практикующий Партнер Проекта Gostender.Help:
— Санкции, новые ограничения, увеличение стоимости материалов и товаров, изменения процентных ставок — сложности, которые обрушились на рынок за последнее время, все перечислить сложно, но одно можно сказать точно: для всех наступили непростые времена.
Именно поэтому государство решило поддержать участников госзакупок. С марта месяца был принят ряд актов, направленных на упрощение тех или иных процедур и требований.
Одним из первых правовых актов «нового времени» был 46-ФЗ, который существенно затронул и сферу государственных контрактов. Так, согласно изменениям, заказчики и поставщики получили право менять существенные условия контрактов при возникновении независящих от сторон обстоятельств, из-за которых невозможно исполнить уже имеющийся контракт. На основании данного Федерального закона 10 марта было принято, на мой взгляд, одно из наиболее значимых постановлений в рассматриваемой сфере — Постановление Правительства РФ № 340. Которое внесло и определило порядок списания начисленных и неуплаченных штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций и ограничений. Конечно, обязательным аргументом подтверждения данных обстоятельств будут письменные документы, ссылки и акты, составленные, в том числе, совместно заказчиком и поставщиком.
В эпоху Covid-19, да и в целом, в важнейшем направлении жизни общества, были проведены изменения системы обеспечения Здравоохранения медицинскими изделиями. Так, согласно Постановлению Правительства РФ № 297, упрощается процедура организации и проведения торгов. Теперь, согласно п. 1 Постановления, допускается проведение электронного запроса котировок (более оперативной и простой формы закупок) отдельных наименований медтоваров и оборудования (расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов), при условии начальной (максимальной) цены контракта не превышающей 50 млн. рублей. По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 374, с 25 марта до 1 сентября 2022 г. не действует запрет на объединение медизделий разных видов (по номенклатурной классификации) в одну закупку, опять же для ускорения и упрощения администрирования процессов со стороны заказчика. С 26 марта заказчики исключают из СГОЗ (совокупный годовой объём закупок) контракты на приобретении лекарств и медицинских изделий, согласно положениям Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 64-ФЗ.