Окончание. Начало см. журнал «ГПА», № 7/2020
Доступность электрокаров для россиян можно повысить, обнулив таможенные пошлины, НДС, отменив транспортный налог на них, либо освоив их производство в стране. В Минпромторге России считают, что нулевые пошлины для электромобилей «негативно влияют на развитие их производства в России». Пока в России электромобили не производятся. В стратегии развития автомобильной промышленности, утвержденной распоряжением правительства РФ от 22.02.2019 г. №263-р, электромобили включены в перечень высокотехнологичной продукции автопрома, локализация производства которых на территории РФ имеет критическое значение.
Российские проекты электрокаров Marussia и «Ё-мобиль», которым предрекали большое будущее, развалились, на фоне экономической нестабильности в стране. Освоенная в 2012 г. «АвтоВАЗом» электрическая ВАЗ-1817 Ellada на базе «Калины» была продана в количестве всего 96 шт. Автомобиль был оснащен электромотором швейцарского производства и китайскими литий-ионными батареями. «Эллада» имел пробег на одной зарядке 150 км. При этом цена его была в 2,5 раза дороже бензиновой «Лады Калины». Естественно, он не пользовался спросом, проект закончился, не начавшись: было выкуплено всего 5 машин, а остальные так и остались на заводе и распроданы впоследствии со скидкой.
С учетом опыта Elladы была разработана другая модель — Lada Vesta EV с электродигателем мощностью 60 кВт. Литий-ионная батарея Vesta имеет значительно лучшие характеристики, чем у «Эллады». Электрокар способен в летнее время преодолеть 150–200 км без подзарядки. На полную зарядку требуется 9 ч, а при наличии доступа к трехфазной сети зарядка займет в два раза меньше времени. Время разгона электрокара до 100 км/ч составляет 15 с, а максимальная скорость — 150 км/ч. Характеристики Vesta EV явно уступают параметрам импортных аналогов. В продаже пока этого автомобиля нет. Опытные автомобили заводу обошлись около 3 млн руб. При такой цене у данной модели рыночные перспективы «туманны».