Для предприятий российского машиностроения внедрение новых производственных технологий является чрезвычайно актуальной задачей, так как действующая материально-техническая база большинства производств сильно устарела, и ее обновление на том же технологическом уровне либо невозможно по причине отсутствия на рынке оборудования, аналогичного действующему, либо экономически нецелесообразно из-за морального устаревания используемых технологий. Кроме того, актуальной необходимостью для предприятий машиностроительного сектора является рост производительности труда и конкурентоспособности (в том числе, на мировом рынке) выпускаемой продукции. Одним из направлений решения этой задачи является переход на новые производственные технологии.
Исследователи в области развития новых технологий указывают на то, что современные передовые технологии позволяют производителям изделий добиваться преимуществ массового или крупносерийного производства, прежде всего, в части высокой производительности труда и низкой себестоимости при высоком уровне индивидуализации удовлетворяемых потребностей (кастомизации), характерной для мелкосерийного производства [9]. Для производства деталей машиностроения это означает, что высокие технико-экономические показатели, характерные для производства крупными сериями, достигаются при высоких значениях широты номенклатуры и небольших объемах производства деталей одних и тех же типоразмеров, то есть новые технологии способны компенсировать рост величины закрепления операций, характеризующей тип производства. Но если внешние условия производства – номенклатура и объемы выпуска - не изменяются, то рост производительности, вызываемый внедрением новых технологий, должен приводить к высвобождению рабочих мест и, соответственно, увеличению закрепления операций на сохраненных и вновь созданных рабочих местах. Данное положение является гипотезой исследования в данной статье.
Таким образом, целью данной работы является изучение возможностей изменения типа производства при реализации проектов внедрения новых технологий на действующих предприятиях серийного машиностроения, а также потенциальных последствий этих изменений.