По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изменение парадигмы высшего образования и роль преподавателя вуза

О.Е. Ломакин Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета, Москва, Россия
Е.Е. Можаев Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета, Москва, Россия

В статье речь идет о проблемах современного образования. Утверждается, что подход к деятельности преподавателя не должен выхолащивать содержание его деятельности. Авторы отмечают, что творческая составляющая в преподавании стала еще в большей мере востребована, поскольку должна соответствовать мировым тенденциям информационной цивилизации, требующей креативного преподавателя, умеющего вызвать интерес обучающихся. Студенты являются продуктом современной культуры и цивилизации: они живут в реальности постиндустриального информационного общества, в условиях избытка выбора товаров и услуг. Их сознание загружено ценностями массовой культуры и масс-медиа; они «дети визуальной культуры», быстрее устают от однообразных и монотонных процессов. Внедрение в образовательный процесс новых форматов и методик преподавания может стать тем механизмом, который запускает интерес к дисциплине и повышает качество образования. Эмоции стимулируют образовательный процесс. Одной из актуальных методик преподавания, учитывающей этот фактор, является эдьютейнмент. Этот микс-подход может поднять мотивацию для обучения.

Литература:

1. Минобрнауки видит задачу в формировании патриота // URL: https://regnum.ru/news/1999323.

2. Maslow A.H. Motivation and Personality. — N. Y.: Harpaer and Row, 1954.

3. Гречко П.К. Современное гуманитарное образование: некоторые компаративистские наблюдения // Социология образования. — 2008. — № 12. — С. 4–14.

4. Маклюэн Г.-М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2023.

5. Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в образовании: генезис и современное состояние // Ученый совет. — 2016. — № 2. — С. 15–25.

6. Educational entertainment // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Educational_entertainment.

7. Смирнова С.В. Эдьютейнмент как способ повышения мотивации учащихся на уроках английского языка // URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/59954.

8. Gerald Crowe. Teaching Learners to be Self-Directed (SSDL) Adult Education Quarterly, Vol. 41, No. 3, Spring 1991. — pp. 125–149.

9. Перушев Д. Уроки словообразования // URL: http://exam-ans.ru/voennoe/3752/index.html?page=19.

Олег Евгеньевич Ломакин, д. э. н., к. т. н., ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета.

Евгений Евгеньевич Можаев, д. э. н., профессор, первый проректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета

Инновации внутренне присущи любой развивающейся общественной системе. Рассмотрим основные направления инноваций в системе образования.

Образование можно рассматривать как процесс. И в этом отношении инновации в области образования являются отражением исторически меняющихся требований общества к личности, что обусловлено необходимостью изменения содержания и методов образования в соответствии с социальным заказом.

Но образование также можно рассматривать и как социальный институт. Социальные мотивы, порождающие инновационные процессы в сфере образования, в настоящее время существенно изменились, что привело к невиданной ранее глубине инноваций, затрагивающих основы образования как особого социального института.

Каковы же социальные мотивы реформ образования? Первый из них — несоответствие темпов развития образования темпам развития общества. Второй — коренное изменение самого характера общественного прогресса. Вместе с социальной и научно-технической революциями человеческое общество вступило в эру «быстрого» развития, технологической сингулярности. Соревнование социальных систем и информационная революция создали предпосылки для сверхбыстрого функционирования экономического механизма. Поэтому большая роль отводится знаниям во всех видах человеческой деятельности, где возрастает значение новаторства, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции.

Таким образом, общество «быстрого» развития создает потребность в «новых» людях, в «новой» системе образования, способной ответить на вызов возрастающего ускорения развития всех сфер общественной жизни. Следовательно, и инновационные процессы в системе образования есть более или менее осознанный ответ на эти социальные требования.

Для Цитирования:
О.Е. Ломакин, Е.Е. Можаев, Изменение парадигмы высшего образования и роль преподавателя вуза. Ректор ВУЗа. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: