Олег Евгеньевич Ломакин, д. э. н., к. т. н., ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета.
Евгений Евгеньевич Можаев, д. э. н., профессор, первый проректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета
Инновации внутренне присущи любой развивающейся общественной системе. Рассмотрим основные направления инноваций в системе образования.
Образование можно рассматривать как процесс. И в этом отношении инновации в области образования являются отражением исторически меняющихся требований общества к личности, что обусловлено необходимостью изменения содержания и методов образования в соответствии с социальным заказом.
Но образование также можно рассматривать и как социальный институт. Социальные мотивы, порождающие инновационные процессы в сфере образования, в настоящее время существенно изменились, что привело к невиданной ранее глубине инноваций, затрагивающих основы образования как особого социального института.
Каковы же социальные мотивы реформ образования? Первый из них — несоответствие темпов развития образования темпам развития общества. Второй — коренное изменение самого характера общественного прогресса. Вместе с социальной и научно-технической революциями человеческое общество вступило в эру «быстрого» развития, технологической сингулярности. Соревнование социальных систем и информационная революция создали предпосылки для сверхбыстрого функционирования экономического механизма. Поэтому большая роль отводится знаниям во всех видах человеческой деятельности, где возрастает значение новаторства, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции.
Таким образом, общество «быстрого» развития создает потребность в «новых» людях, в «новой» системе образования, способной ответить на вызов возрастающего ускорения развития всех сфер общественной жизни. Следовательно, и инновационные процессы в системе образования есть более или менее осознанный ответ на эти социальные требования.