Управление высшей школой в Российской империи к началу XX в. оставалось многоведомственным. Шестьдесят пять государственных высших учебных заведений на правах местных учреждений входили в состав десяти различных министерств. Министерства самостоятельно определяли свою академическую политику. Министры имели право входить с законодательными предположениями по вопросам обучения в Совет Министров, Государственный Совет, Государственную Думу, а посредством «всеподданнейших докладов» доводили до императора сведения о состоянии высших учебных заведений и их нуждах1 .
Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями.
При отсутствии центрального координирующего органа планирование развитием технических, сельскохозяйственных, транспортных и иных специализированных высших учебных заведений чрезвычайно затруднялось.
К началу XX в. быстрый рост числа учебных заведений потребовал от Министерства народного просвещения активной деятельности. Для того чтобы справиться с вопросами управления системой высшего образования в марте 1916 г. в Министерстве были созданы Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования. Последний должен был стать совещательной инстанцией по вопросам высшего специального образования. Однако новое учреждение так и не успело развернуть своей работы. Состоялось лишь два его заседания — 16 и 17 ноября 1916 г.2
Константиновский Межевой институт (далее — КМИ) относился к ведомству Министерства юстиции и находился «в ведении попечителя, коего должность соединяется с званием сенатора, заведующего межевой частью»3 .