По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Изменение образовательного процесса строительного вуза при внедрении программы цифровой экономики в строительство

О. В. Букунова канд. техн. наук, доц. Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
А. С. Букунов магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, РФ, г. Санкт-Петербург

В статье предлагаются способы совершенствования образовательного процесса подготовки специалистов строительной сферы в целях внедрения программы цифровой экономики или технологии информационного моделирования в строительство.

Литература:

1. Добрынин А.П. и др. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. — Т. 4. — №1. — С. 4.

2. Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А. Киберфизические системы как основа цифровой экономики. International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162. — Vol. 4. — №2. — 2016.

3. Талапов В.В. Технология BIM: подготовка новых кадров[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// probim.ru/articles/sapr_uchebniy_process/podgotovka_ novikh kadrov (Дата обращения: 20.03.2017).

4. ФГОС ВО 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mgsu.ru/sveden/education/08-03-01-Stroitelstvo.pdf.

Сегодня одним из приоритетных направлений развития экономики является цифровая экономика, т. е. создание данных, передача их, хранение, защита, обработка, и на основе этого принятие качественных решений. Переход на цифру всех областей жизни — один из глобальных трендов, Первый опыт построения систем цифровой экономики, связанный с технологиями информационного моделирования знаний (BIM), принес положительные результаты, когда одновременно удалось достичь сразу четырех положительных параметров в развитии строительной индустрии Великобритании [2, с. 3]. Киберфизические системы — явление следующего порядка сложности. Для создания систем, способных работать в реальном мире, нужна новая дисциплина — проектирование моделей (model engineering) [1, с. 3].

Суть цифрового подхода в строительстве. Современные объекты строительства (особенно «умный город или дом») — это сложные инженерные сооружения, при проектировании и эксплуатации которых формируются большие массивы информации. Для управления ими нужны системы управления инженерными данными и информационная модель (ИМ) объекта. Основные принципы информационного подхода в строительстве были сформулированы в 80-х годах прошлого века в рамках концепции BIM: трехмерное моделирование (3D); автоматическое получение чертежей (3D-2D); параметризация объектов; наличие у объектов своих наборов данных; распределение процесса строительства по времени [3, с. 6].

Такие технологии используют общедоступную информационную базу, состоящую из совокупности библиотечных элементов, каждый из которых представлен в цифровом виде и описывает все функциональные и физические свойства строительных объектов. Технологии BIM хорошо вписываются в современную концепцию так называемого умного дома, в котором все «элементы» здания обладают полным набором знаний о себе и о своих эксплуатационных характеристиках. Использование одних и тех же библиотечных элементов на разных стадиях проекта позволяет использовать эти знания на протяжении всего ЖЦ. На каждом этапе (проектирование, строительство, эксплуатация) база знаний о каждом «элементе» может пополняться информацией в интерактивном режиме. Для доступа к ней можно использовать мобильные устройства типа «планшет» [3, с. 2].

Для Цитирования:
О. В. Букунова, А. С. Букунов, Изменение образовательного процесса строительного вуза при внедрении программы цифровой экономики в строительство. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: